Как развивались первые франшизы

СНОББизнес

Как зарождался ресторан быстрого питания Burger King

47d3263234252614e9d299cb45bbd377106b0a8ad12da49eac8f4554fd06fe88.jpg
Фото: Wikimedia Commons

В книге «Burger King. Как построить империю», перевод которой вышел в издательстве «Бомбора», основатель известной сети ресторанов Джим Макламор рассказал, кому принадлежит идея запуска точек общепита, как изначально они назывались, с какими трудностями пришлось столкнуться компании и как развивались первые франшизы. «Сноб» публикует одну из глав.

Дэвид Р. Эдгертон-младший вырос в Уилметте, пригороде Чикаго, штат Иллинойс. Он учился на том же факультете, что и я, а затем пошел работать в компанию Говарда Джонсона, где вырос до менеджера, курирующего округ Майами. Дэйв рассказывал, что заведовал ресторанами в районе ДюПонт Плаза в центре примерно в то же время, когда я развивал Brickell Bridge, расположенный на западном берегу реки Майами.

К 1953 году Дэйв планировал открыть франшизу мороженого Dairy Queen*. Он знал, что маржа с продажи мягкого мороженого высока, и собирался изучить потенциал этого бизнеса, чтобы максимально преуспеть. В июне 1953 года он оказался в Джэксонвилле, штат Флорида. Направляясь по пляжному бульвару вдоль набережной Джэксонвилль-Бич, он заметил здание на реконструкции, чем-то напоминающее оформление точек Dairy Queen. Он решил внимательнее рассмотреть это место, где и познакомился с Китом Дж. Крамером и Мэтью Л. Бернсом. Они поведали Дэйву, что их бизнес будет называться Insta-Burger, а в меню ребята включат гамбургеры и молочные коктейли по 18 центов, картошку фри за 10 центов, и колу тоже будут продавать в стаканчиках по цене 10 центов, в меню еще войдет пиво и напитки из апельсинового сока.

Ресторан будет работать по принципу самообслуживания для автомобилистов**, и слово «самообслуживание» перед drive-in в названии давало понять, что это не автомастерская, названия которых писались также. Крамер раньше работал в Keith’s Drive-In, ресторанчике в Дайтона-Бич. И он, и его тесть Мэттью Бернс всю жизнь посвятили общепиту и умели ловко управлять процессами. Оба недавно побывали в McDonald’s Speedy Service System drive-in в Сан-Бернардино, штат Калифорния. Братья Макдоналд тоже были опытными рестораторами: свой первый drive-in они открыли в 1937 году. По окончании войны они открыли ресторанчик на пересечении 14-й и И-стрит в Сан-Бернардино, который весьма успешно работал, продавая еду навынос и обслуживая желающих прямо в машине.

Несмотря на успех предприятия, в него чаще всего ходили подростки, что отпугивало более состоятельную аудиторию. Понимая, что треть прибыли делается на гамбургерах, братья Макдоналд решили переориентировать производство, убрать официантов и полностью перевести бизнес на самообслуживание. Они сфокусировались на том, чтобы ускорить подачу заказов и удешевить ценник. В своем обновленном ресторане, гораздо меньшем по площади, Макдоналды подавали гамбургер-гриль всего за 15 центов. В бутерброд добавили кетчуп, горчицу, лук, два кусочка маринованного огурца, и это стало классическим гамбургером McDonald’s. Бургер можно было приготовить и по-другому за те же деньги, если подождать подольше.

Концепция братьев Макдоналд пришлась по душе американцам. Популярными рестораны стали благодаря скорости, с которой подавалась еда. Свежая картошка, милкшейки и прохладительные напитки дополняли меню. Готовить такую еду быстро и подавать ее с пылу с жару было просто, потому что в меню входило всего несколько наименований. А еще покупатель в некотором смысле был самсебеофициантом, что тоже увеличивало скорость подачи. Этот ход сократил издержки и повысил рентабельность ресторана.

1948-й стал прорывным для нового бизнеса, вскоре названного фастфудом. Ричард и Морис Макдоналды были пионерами, создавшими новый концепт, распространившийся по всей Америке как цунами. Их подход ознаменовал конец модели «драйв-ин», распространившейся в 1930-е и 1940-е из-за роста количества автомобилей. Можно сказать, ушла в прошлое целая эпоха. После того как Макдоналды запустили свой концепт в работу, потребители оценили возможности лимитированных меню: теперь можно было получить свой заказ свежим и довольно быстро. По всей Америке как грибы после дождя появлялись ресторанчики самообслуживания с разными видами лимитированного меню. Этому явлению суждено было навеки изменить подход к общепиту как в США, так и во всем мире.

По данным Министерства торговли США, продажи закусочных и питейных заведений за 1948 год составили 10,7 млрд долларов. Еще через 40 лет бизнес-модель, придуманная Макдоналдами, приносила в бюджет США 14 миллиардов долларов.

Знаменитая история о том, как Рей Крок сделал Макдоналдам предложение, от которого нельзя было отказаться — правда. В 1954 году Крок продавал оборудование для приготовления молочных коктейлей. Его многофункциональные аппараты с пятью крутящимися осями делали 5 коктейлей одновременно. Чтобы приготовить милкшейк, в специальные отсеки из нержавеющей стали добавляли мороженое, молоко, ароматизатор и солод. Контейнеры помещались на ось, где содержимое взбивали высокоскоростные миксеры, и на выходе получался вкусный коктейль. Крок считал, что для одного ресторана хватит одной такой машины. Для своей точки в Сан-Бернардино Макдоналды заказали 10 аппаратов. Рей заинтересовался, зачем братьям понадобилось делать 50 коктейлей сразу и тем, как устроена работа в этом кафе. Крок поехал в Калифорнию, чтобы своими глазами посмотреть на точку Макдоналдов и разобраться, в чем секрет их феноменального успеха. Рей увидел, что на входе в ресторан толпились очереди, еда была вкусной, цены низкими и внутри — чистота. Клиентов обслуживали за считаные секунды. Думаю, Крок сразу же решил, что должен вступить в долю с этими бизнесменами.

После долгих обсуждений и споров Крок уговорил братьев назначить себя единственным агентом, отвечающим за раздачу франшиз.

Успех McDonald’s в Сан-Бернардино привлек внимание прессы, которая начала часто писать об успехе компании, публиковать статьи о ресторане и преподносить бизнес-модель братьев как феномен в бизнесе общепита. В Калифорнию съезжались рестораторы со всей страны, чтобы поглядеть на чудо инновации. Вскоре появилось множество мелких ресторанчиков, копировавших бизнес-модель Макдоналдов и стремившихся к успеху оригинала.

Подписав договор с Макдоналдами, Крок вернулся в Чикаго и открыл McDonald’s на Ли-стрит в Де-Плейнс, штат Иллинойс. Это историческое событие случилось в апреле 1955-го, ресторан был с самого начала обречен на успех.

Кремер и Бернс, затеявшие Insta-Burger, слышали о феноменальном успехе Макдоналдов и, как и многие другие, очарованные этим успехом, стремились его повторить. В то время в Калифорнии появились аппараты, способные автоматизировать не только производство милкшейков, но и гамбургеров тоже. Их продавал Джордж Рид. Решив поближе познакомиться с технологией, Кремер и Бернс встретились с Ридом лично, чтобы посмотреть, как работает аппарат. Им очень понравилась эта машина, поэтому подписание договора с обязательством открыть ресторанчик, бизнес-модель которого будет похожа на предприятие Макдоналдов, решили не откладывать в долгий ящик. Внутреннее устройство Insta-Burger Кремер и Бернс оборудовали в том же стиле, что и McDonald’s, в котором побывали накануне. Ребята нутром чуяли, что идея сработает, а также надеялись, что технологии Рида по автоматизации бургеров и милкшейков дадут им конкурентное преимущество, которое поможет обыграть Макдоналдов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Архитектура впечатлений. Отрывок из книги Архитектура впечатлений. Отрывок из книги

Отрывок из книги-путеводителя по миру музейного искусства

СНОБ
«Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание «Кажется, я плохая мать»: что делать, если у тебя материнское выгорание

Каждой маме знакомо это чувство: кажется, что ты окончательно выбилась из сил

Cosmopolitan
Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака Как Мишель Ся стала миллиардершей, создав компанию по производству лекарств от рака

Как Мишель Ся стала одной из богатейших self-made-женщин в здравоохранении

Forbes
Что надо знать о выгорании и как его у себя определить Что надо знать о выгорании и как его у себя определить

Что такое профессиональное выгорание и как его у себя диагностировать

СНОБ
Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании Можно ли плавать в Apple Watch: разбираемся в нюансах умных часов компании

Можно ли плавать в Apple Watch? Давайте разбираться. Нюансов здесь хватает

ТехИнсайдер
Дизайн служения Дизайн служения

Латвия славится особым подходом к дизайну — осознанным, смелым

Seasons of life
Рождественские встречи Рождественские встречи

Мэрайя Кэри представила праздничное шоу «Волшебное Рождество» на Apple TV+

Grazia
Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает Каверны: пустоты в дне судна, или как это работает

Вода для корабля – родная стихия. Но слишком вязкая

Популярная механика
«В школе меня травили из-за фигуры. Теперь я поддерживаю тех, кто страдает от буллинга» «В школе меня травили из-за фигуры. Теперь я поддерживаю тех, кто страдает от буллинга»

Актриса Алена Швиденкова рассказывает, как правильно поддерживать себя

Psychologies
История DeLorean: как инженер-плейбой разрушил свою автомобильную компанию — и вот уже 20 лет её пытаются возродить История DeLorean: как инженер-плейбой разрушил свою автомобильную компанию — и вот уже 20 лет её пытаются возродить

Джон Делореан руководил Pontiac, но не смог сохранить собственную компанию

VC.RU
Микростимуляция зрительной коры помогла макакам увидеть буквы на пустом экране Микростимуляция зрительной коры помогла макакам увидеть буквы на пустом экране

Микростимуляция мозга может повысить разрешение восстановленного зрения

N+1
Верные слуги короля Верные слуги короля

С XVII века королевские мушкетёры стали привилегированными войсками

Дилетант
Эпоха радикальных перемен: автомобильные двигатели конца ХХ века Эпоха радикальных перемен: автомобильные двигатели конца ХХ века

К концу ХХ века в создании автомобильных двигателей внезапно назрела революция

Популярная механика
Алексей Герман и Елена Окопная Алексей Герман и Елена Окопная

Как Ленинградский рок-клуб диктовал моду и почему барахолки — великий источник

Собака.ru
«В 30 лет хочется жить, а не ждать IPO»: сооснователь Ozon не жалеет о выходе из бизнеса в 2003 году и верит в его успех «В 30 лет хочется жить, а не ждать IPO»: сооснователь Ozon не жалеет о выходе из бизнеса в 2003 году и верит в его успех

Интервью с Александром Егоровым, сооснователем интернет-магазина Ozon

VC.RU
Почему мы сближаемся с мужчинами, которые причиняют боль? Почему мы сближаемся с мужчинами, которые причиняют боль?

Каких партнеров вы выбираете и почему?

Psychologies
Профессия петербуржец Профессия петербуржец

«Истинный петербуржец» — это не мечтательное существо, а соавтор города

Собака.ru
Как видеоигры стали новым кино и теперь собираются стать новым IT Как видеоигры стали новым кино и теперь собираются стать новым IT

Как видеоигры будут менять в ближайшее время и на каких из них можно заработать

Forbes
Какую игровую консоль выбрать для ребенка в подарок? Какую игровую консоль выбрать для ребенка в подарок?

Доступные консоли, которые подойдут для подарка ребенку

CHIP
Когда воля к победе — это помеха и почему иногда надо сдаваться Когда воля к победе — это помеха и почему иногда надо сдаваться

Отрывок из книги Дэвида Эпштейна «Универсалы»

Inc.
«Поймет лишь тот, кто сам испытал подобное»: кто такой равный консультант? «Поймет лишь тот, кто сам испытал подобное»: кто такой равный консультант?

История равного консультанта Марины Бурыгиной

Cosmopolitan
5 ошибок Ильи Елпанова, основателя «Ешь деревенское» 5 ошибок Ильи Елпанова, основателя «Ешь деревенское»

Ошибки, которые дали основателю «Ешь деревенское» полезный опыт

Inc.
Как не попасться на уловки мошенников в digital-эпоху Как не попасться на уловки мошенников в digital-эпоху

Три правила, которые помогут распознать мошенническую схему в интернете

СНОБ
Как материнство меняет мозг Как материнство меняет мозг

Как дети делают нас круче и умнее

Здоровье
Рентгеновские снимки Ника Визи: автобусы и трактора в рентгене Рентгеновские снимки Ника Визи: автобусы и трактора в рентгене

Фотограф Ник Визи превратил рентгеновские снимки в искусство

Популярная механика
Заклятие «Массандры» Заклятие «Массандры»

Хозяйству на Южном берегу Крыма нужна новая идеология развития

Forbes
Правила жизни Стивена Спилберга Правила жизни Стивена Спилберга

Правила жизни режиссера Стивена Спилберга

Esquire
7 проблем, которые подарила человеку эволюция 7 проблем, которые подарила человеку эволюция

Этот неловкий момент, когда привычки твоего предка доставляют тебе немало хлопот

Maxim
Горизонтальные небоскрёбы над Бульварным кольцом: несбывшийся советский проект для центра Москвы Горизонтальные небоскрёбы над Бульварным кольцом: несбывшийся советский проект для центра Москвы

Авангардный художник Эль Лисицкий хотел превратить Москву в город будущего

VC.RU
Обработка естественного языка: как создать «грамотного робота» Обработка естественного языка: как создать «грамотного робота»

Почему научить машину писать — легко, а искать ошибки в написанном — трудно

VC.RU
Открыть в приложении