Отец системы. Какое наследство оставил стране Юрий Лужков
Умер не просто бывший мэр Москвы — умер фактический крестный отец всей нынешней российской политико-экономической системы
С одной стороны, Юрий Лужков — фактический лидер губернаторской фронды конца 1990-х, несостоявшийся президент России и создатель блока региональной бюрократии «Отечество — Вся Россия», как антитезу которому федеральный центр создал свое «Единство» в 1999-м. С другой стороны, победив Лужкова, федеральный центр тут же объединил «Единство» с «Отечеством» и во многом на федеральном уровне воспроизвел ту же самую авторитарную модель управляемой политики и ограниченной договорной конкуренции, которую перед этим Лужков построил в Москве. Отличия системы Лужкова и нынешней российской власти находятся скорее в стилистической плоскости и системе неформальных практик.
Но обо всем по порядку. Итак, что же в нынешней в российской политико-экономической системе можно считать наследием Лужкова?
Наследие №1. Исполнительная вертикаль
Воспринимаемая многими как главное отличие политической системы 2000-х и 2010-х, исполнительная вертикаль, где почти все региональные и местные органы власти подчинены центру и образуют иерархическую пирамиду, внутри которой господствуют назначения (как губернаторов, так и мэров) и почти уничтожены выборы, в реальности впервые в России была выстроена в Москве еще в начале 1990-х. После роспуска Моссовета и районных советов осенью 1993 г. мэр забрал себе право единолично назначать всех нижестоящих руководителей, фактически упразднив местное самоуправление. Его заменили назначаемые мэром префекты и главы управ (супрефекты).
Московские префектуры — это фактический прообраз федеральных округов, созданных в 2000 году, а отмена выборов населением руководства районов — прообраз отмены губернаторских выборов. Целых четыре года (1993-1997) Москва вообще жила без избираемых населением даже декоративных органов МСУ. Они были воссозданы в крайне ограниченном виде только в 1997-м.
Новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в октябре 2003 года и вводящий на территории РФ двухуровневую систему МСУ, тем не менее сделал специальные оговорки касающиеся Москвы и Санкт-Петербурга. В конце 2002 года был принят новый закон города, согласно которому районные Собрания стали именоваться муниципальными Собраниями, а бывшие советники Собраний стали называться депутатами. В результате в Москве в районах города существуют некие представительные органы, не имеющие никакой реальной власти и полномочий, а вся фактическая власть, организационные и финансовые ресурсы сосредоточены у назначаемых напрямую мэром Москвы глав управ и формируемых ими аппаратов.
Единственный потенциальный избираемый населением ограничитель московской исполнительной власти — малочисленная (ранее всего 35 депутатов, с 2014 года — 45 депутатов) Московская Городская Дума. Ее сознательно сделали столь малочисленной, чтобы ею было легче управлять и манипулировать.
Сам размер избирательного округа становится важнейшим ограничителем на представленность оппозиции. В таком огромном округе за крайне сжатый срок избирательной кампании невозможно выиграть выборы, к примеру, за счет встреч с избирателями: кандидат физически не в состоянии донести информацию о себе до такого числа избирателей без задействования электронных и печатных СМИ, огромного числа агитаторов, выпуска массовых тиражей агитпродукции и т.д. Проще говоря, размер избирательного округа — ничто иное, как основной фактический имущественный ценз, определяющий, кто имеет право стать депутатом, а кто не станет им никогда не взирая на личные таланты и способности. В таких огромных округах только благодаря их размеру изначальное огромное стартовое преимущество получают кандидаты, имеющие поддержку власти, так как только власть и ее представители на сегодня в Москве имеют ничем не ограниченный доступ к населению. Делается все, чтобы этого доступа не получил больше никто.