Предпринимательницы из разных городов, которые вопреки всему развивают ателье

ForbesБизнес

От Вологды до Мурманска: как женщины управляют региональными ателье по всей стране

Софья Бронтвейн

Фото Getty Images

В Советском Союзе услугами мастерских по пошиву одежды пользовались миллионы людей: домохозяйки, простые работницы, артисты балета, жены чиновников, актрисы. В современной России ателье — это сложный бизнес, на развитие которого решается далеко не каждый. Forbes Woman поговорил с предпринимательницами из разных городов, которые, вопреки всем сложностям и преградам, развивают ателье и верят, что талантливые портные снова будут пользоваться спросом.

Лекало истории

В Советском Союзе мастерские по пошиву одежды, то есть ателье, особенную популярность обрели после Великой Отечественной войны, но они играли важнейшую роль в становлении и развитии моды уже в 1920-е годы. Ателье были поделены на разные категории — от люкса до более доступных, чтобы каждый советский гражданин мог себе позволить услуги портного.

В начале XX века подобные студии были в каждом популярном универмаге. Например, в Москве ателье работали в «Мюре и Мерилизе» (теперь ЦУМ), Верхних торговых рядах (теперь ГУМ) и Фирсановском пассаже (теперь Петровский пассаж). В Санкт-Петербурге лучшие мастерские были расположены в Гостином Дворе на Невском проспекте и Пассаже на Итальянской улице. Приход коммунистов к власти поставил новую задачу перед дизайнерами и модельерами — они должны были создать образ нового советского человека. Нужна была одежда, в которой люди выглядели бы аккуратно и скромно, и при этом им было бы удобно работать. Наркомат просвещения поддерживал развитие ателье, благодаря его усилиям появились «Ателье мод» и «Мастерская современного костюма». Уже в 1930-е годы в стране была сформированная система мастерских по пошиву одежды, которая закрывала потребности очень многих горожан.

Власти активно поощряли создание модных журналов, таких как, например, «Ателье», «Швейник», «Искусство одеваться» и «Работница». В последнее издание статьи писал даже нарком просвещения Луначарский, рассуждая о том, как именно должен одеваться советский человек и должен ли он думать о моде. Русские авангардисты создавали новые лекала и придумывали ткани с агитационными и «правильными» принтами: шестеренками, тракторами и аэропланами взамен цветам и абстрактной геометрии. Мода впервые стала инструментом власти, и управляли этим локомотивом именно ателье. Вся советская правительственная элита заказывала одежду в подобных мастерских, зная поименно закройщиков и портных.

Очереди стояли в ателье №25 Мосиндодежды, где работала Ванда Корж, в ателье №39, где за дизайн отвечала Мария Панкратова, в ателье Художественного фонда, в котором главной портнихой была Варвара Данилина, долгое время считавшаяся самым дорогим и престижным мастером в Москве. Общесоюзный дом моделей одежды на Кузнецком Мосту был известен по всей стране благодаря своей мастерской. Там работали Вера Аралова, Валерия Горовиц, Тамара Файдель и Нина Голикова, которая отвечала за разработку молодежной моды. Именно они в 1950-х годах первыми начали использовать для создания одежды современные синтетические материалы — полиамид, полиэстер, эластик и капрон.

Постепенно дома моделей и ателье, существовавшие при них, распространились по всей стране. Там создавали выкройки, которые в дальнейшем использовали для массового производства. Далеко не все граждане СССР могли себе позволить покупку в лучших мастерских страны, поэтому они шли к частным портным и закройщикам, чтобы те шили им модели, публиковавшиеся в журналах. Обращаться в ателье в СССР было нормальной практикой. Никто не считал, что так поступают лишь те, кто не может позволить себе поход в универмаг. Все ходили в мастерские, чтобы иметь уникальную одежду, которой нет у соседей и коллег.

Закройщики, портные и швеи считались очень уважаемыми людьми. Это была востребованная профессия, и многие женщины старались самостоятельно научиться шить, чтобы одевать свою семью и предлагать свои услуги знакомым. В книге «Социальные аспекты моды: мода и цивилизация» представлена статистика, согласно которой даже в 1980-е годы около 30% советских граждан умели шить и вязать и одевали сами себя. В школах девочки на уроках труда учились кройке и шитью, это был важный навык, который прививали на государственном уровне.

Фото Getty Images

С развалом Советского Союза и появлением одежды из-за рубежа потребность в ателье резко снизилась. Иностранные бренды были куда престижнее вещей, сделанных на заказ в ателье, несмотря на то, что качество импортной одежды зачастую было ниже. Портные и закройщики теряли клиентов, потому что в крупных городах России открывались магазины и универмаги одежды. Культура индивидуального пошива постепенно сходила на нет.

Анна Кухарук-Каменская, владелица U Atelier Shop в Твери, считает, что в СССР мастерские по пошиву хорошо развивались, потому что существовало больше государственных «кузниц», специализированных и организованных артелей. «Люди объединялись по профессии и интересам и были обязаны трудиться на благо страны, придумывать и создавать модели одежды. После развала Союза, особенно в первое время, не было материалов. А те люди, у кого завалялся дома драгоценный кусок ткани, просто не могли оплатить труд портной», — считает Кухарук-Каменская. Поэтому портным пришлось искать себя в новых профессиях, и передача опыта прервалась.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек Дружелюбный инсайдер: как ИИ становится новым каналом утечек

ИИ против безопасности: почему компании теряют данные через ChatGPT

Forbes
Платье с лобстером и шокирующий розовый: что нужно знать об Эльзе Скиапарелли Платье с лобстером и шокирующий розовый: что нужно знать об Эльзе Скиапарелли

Эльза Скиапарелли — модельер, которой мир обязан приходом сюрреализма в моду

Правила жизни
Искусственный коллега: как российские нейросети трансформировали бизнес и заменят ли людей алгоритмы Искусственный коллега: как российские нейросети трансформировали бизнес и заменят ли людей алгоритмы

ИИ-экспансия в бизнесе: чего ждать дальше и как подобрать для себя нужный сервис

Inc.
Станут ли ближе Дальний Восток и Арктика Станут ли ближе Дальний Восток и Арктика

Дальний Восток и российская Арктика — особые макрорегионы

ФедералПресс
Первая минута Первая минута

Как заставить начало разговора работать на результат

kiozk originals
Мужчина мечты Мужчина мечты

Станислав Магкеев приятно удивил нас своей добротой, честностью, даже упрямством

VOICE
Алло, мы ищем таланты! Алло, мы ищем таланты!

Что делать, когда вы не знаете, где искать свое призвание?

Добрые советы
Манипуляция в отношениях: как эмоции делают нас жертвами Манипуляция в отношениях: как эмоции делают нас жертвами

Как наши эмоции делают нас жертвами манипуляции и что можно с этим сделать

Psychologies
Женщины смотрят: что такое «женский взгляд» в кино Женщины смотрят: что такое «женский взгляд» в кино

Female gaze: что это такое и какие фильмы могут нас с этим понятием познакомить?

Правила жизни
Дзержинский и дети: почему в России не получилось декоммунизации Дзержинский и дети: почему в России не получилось декоммунизации

Почему в постсоветской России не появилось нового символа спецслужб

Forbes
Вокзал как искусство Вокзал как искусство

Вокзал Владивостока – не просто вокзал, а настоящий памятник русского зодчества

Отдых в России
Больше света Больше света

Как управлять люминесценцией?

Наука
Животный мир Животный мир

Как вписать анималистический принт в интерьер, чтобы это не выглядело безвкусным

Лиза
Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома» Лариса Малькова: «Искусственный интеллект можно сравнить с энергией атома»

Где еще заявит о себе искусственный интеллект и как он повлияет на рынок труда

РБК
Взгляд на город Взгляд на город

Борис Уборевич-Боровский об урбанизме, приватности и человеческом факторе

SALON-Interior
Восемь с половиной обстоятельств Восемь с половиной обстоятельств

Из каких случайностей возникла опера Генри Пёрселла «Королева фей»

Weekend
Украшения Украшения

Оригинальная форма, полёт фантазии и виртуозная техника исполнения

Robb Report
Партком тут бессилен Партком тут бессилен

Как советская производственная драма оказалась политической

Weekend
Ударили автопробегом Ударили автопробегом

Автотуризм в России становится массовым

Деньги
Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки Почему не стоит покупать дешевые кабели и адаптеры для зарядки

Какие подводные камни вас ждут при выборе кабеля и адаптера для зарядки телефона

CHIP
Музыкальная пауза: как Джонни Кэш записал величайший концертный альбом Музыкальная пауза: как Джонни Кэш записал величайший концертный альбом

Как концерт в Фолсомской тюрьме 1968 года перезапустил карьеру Джонни Кэша?

Правила жизни
Умный подход к наблюдению Умный подход к наблюдению

Как нейросеть VIJU помогает автоматически отслеживать ЧП в строительном секторе

Деньги
В офис в тапочках В офис в тапочках

7 лучших профессий для удаленной работы

Лиза
Лицо в точечку Лицо в точечку

Новообразования на коже доставляют много неудобств. Как с ними быть?

Лиза
Только бот простит Только бот простит

Как мы меняем искусственный интеллект и как искусственный интеллект меняет нас

Правила жизни
«Это счастье, когда человек на своем месте!» «Это счастье, когда человек на своем месте!»

Какой Михаил Полицеймако вне экрана и сцены?

Добрые советы
Памяти Невского Памяти Невского

Историческая реконструкция похода Александра Невского проходит уже третий год

Отдых в России
Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа Перспективы туризма на Чукотке: маршруты, мифы и природа

Чукотка активно развивает сферу туризма и восстанавливает турпоток

ФедералПресс
Дмитрий Крутов: «Карьерный путь человека будет максимально релевантным его способностям» Дмитрий Крутов: «Карьерный путь человека будет максимально релевантным его способностям»

Как изменится обучение в будущем

РБК
Открыто Открыто

Разговор с Авиве Левинсон о семье и фестивале Open House

Seasons of life
Открыть в приложении