От робота до утюга: 5 самых странных высотных здания мира
Что будет, если к Останкинской башне или, скажем, к диспетчерской башне в аэропорту прикрутить пару высотных зданий? Будет ли это красиво или уродливо? Каждый может составить собственное впечатление, ведь подобное сооружение существует, как и многие другие причудливые сооружения, о которых мы сейчас и расскажем.
Genex Tower, Белград, Сербия
Это так называемые Западные ворота Белграда, или башня Genex. Genex – это бывшая югославская и сербская многопрофильная внешнеторговая и туристическая корпорация, которая, пока существовала, занимала одну из высоток комплекса. В настоящий момент офисная часть пустует, а вторая башня – размещает в себе обычные жилые квартиры. В жилом здании есть проходящий по всей высоте внутренний двор, причем в эту мрачную шахту выходят какие-то окна. Центральным элементом сооружения является, конечно же, круглая в сечении бетонная башня, которую венчает круглое же помещение ресторана и шпиль. Ресторан, точь-в-точь как «Седьмое небо» на Останкинской телебашне медленно вращается, открывая посетителям сменяющиеся картины панорамы города. Точнее, он уже не вращается, так как вместе с офисной частью давно закрыт и заброшен.
Это величественное сооружение, которое должно было приветствовать гостей столицы, едущих из аэропорта в центр Белграда, далось архитектору Михайло Митровичу большой кровью, когда в конце 1960-х он отстаивал свой проект перед многочисленными инстанциями социалистической Югославии. Наконец, в 1971 году произошла закладка фундамента, а в 1977-м здание было готово. Стиль, в котором оно построено называется «брутализм». Термин отсылает нас к известному латинскому корню, обозначающему грубость и жестокость, но также он связан с французским выражением beton brut, что переводится как «голый бетон». Самый известный в России представитель этого стиля, являющегося развитием архитектуры модерна - это, без сомнения, Шарль-Эдуар Ле Корбюзье. Характерный признак стиля – массивные конструкции из того самого голого бетона, минимум деталей, подчеркнутая функциональность. Брутализм в своем чистом виде выглядел как протест против модных в первой половине XX века стилей «бозар», «ар деко», классического модерна с их «буржуазным» украшательством, а потому брутализм оказался весьма востребован в странах с коммунистическими и левыми режимами, в частности в СССР. Но и Югославия в стороне не осталась. Эстетическая ценность «брутального» творчества Михайло Митровича вызывает споры и по сей день, однако странное 30-этажное сооружение уже прочно вписано в ландшафт Белграда и находится под охраной как памятник истории и культуры.
Flatiron, Нью-Йорк, США
22-этажное здание Flatiron в Нью-Йорке в каком-то смысле разделило судьбу Эйфелевой башни в Париже. Поначалу это сооружение встретило волну неприятия и скептицизма, а впоследствии стало одной из главных достопримечательностей Манхэттена - дом постоянно фигурирует на рекламных фотографиях Большого Яблока и на рисунках уличных художников.
По нынешним временам считать небоскребом строение в 22 этажа просто смешно, но не будем забывать, что построено оно в самом начале XX века: тогда Flatiron воплотил в себе самые передовые строительные технологии и эффектно возвышался над окрестной малоэтажной застройкой. Появление на свет здания, имеющего в поперечном сечении вид остроугольного треугольника, связано со спецификой развития городской среды Манхэттена. В отличие от поселений античного и средневекового происхождения с их концентрическими кругами бульваров, восходящим к крепостным стенам и валам, города, проектировавшиеся в эпоху Просвещения и позже планировались в виде рациональной сетки улиц, пересекающихся друг с другом под прямым углом и формирующих прямоугольные кварталы. Манхэттен в этом отношении классический пример - главный остров Нью-Йорка исчерчен квадратами пересекающихся «стрит» и «авеню». Однако главная и самая знаменитая улица города – Бродвей в эту структуру не вписывается, ибо возникла она на древнем пути, прорубленном в зарослях индейцами еще до прихода европейцев. И так случилось, что с истинным хребтом квадратичной системы улиц Манхэттена – Пятой авеню, проложенной в 1811 г – Бродвей пересекается под очень острым углом. Остроконечный клочок земли, возникший на этом пересечении, получил у горожан прозвище Flat Iron, то есть «утюг».