Психодрама: свобода действовать, свобода выбирать
Разговор об особенностях метода, о страхах и дружбе, а также об эльфах, борще и венце безбрачия.
В этом году Московская психодраматическая конференция пройдет в 18-й раз1, у нее уже есть традиции: сменяемый председатель, волонтеры, оформление в соответствии с темой. Но впервые за все время ее существования у нее два председателя. И первый вопрос:
Почему в этот раз вас двое?
Станислав Ефремов: Почему бы нет?
Ольга Афанасьева: Это же так естественно: инь и ян, создающие целостность мира. Нас уже называют в шутку «мама и папа конференции».
Для кого эта конференция?
О.А.: У нее два уровня – это фестиваль для всех, кому интересна психотерапия, а также собрание профессионального сообщества: обсуждение новых направлений, методологические мастер-классы, где специалисты поделятся опытом.
Можно какой-то пример?
О.А.: Например, Каминат Касимова покажет работу с геносоциограммой. Это о том, как история предков влияет на нашу жизнь. Бывает, клиенты спрашивают: что со мной не так? А это не с вами, а с кем-то несколько поколений назад. Например, есть такое выражение – «венец безбрачия»...
Разве это не мистика?
С.Е.: Нет, у этого явления есть реальное объяснение. История полна потерь, в прошлом веке две войны, три революции. Женщины, потеряв мужчин, вынужденно становятся сильными. Иногда это передается от одной женщины к другой подобно семейному рецепту пирога: «Рассчитывай только на себя». Понимание, откуда это предписание взялось, ослабляет его действие. И потом можно поискать место для мужчины в семейной системе, потренироваться в умении доверять другому.