От Дмитрия Шостаковича до Софьи Толстой: семь лучших биографий известных людей
В основном конкурсе 79-го Венецианского кинофестиваля на днях состоится премьера «Блондинки», байопика Мэрилин Монро, снятого режиссером Эндрю Домиником по одноименной книге Джойс Кэрол Оутс. Литературный обозреватель Forbes Life Наталья Ломыкина рассказывает о первоисточнике фильма и о других биографиях знаменитостей и публичных людей, авторы которых сумели превратить жизнь своих героев в захватывающий роман.
Джойс Кэрол Оутс, «Блондинка»
Издательство: «Иностранка»
Перевод с английского Натальи Рейн
Проницательная, острая на язык, умеющая смотреть на жизнь с отстраненностью исследователя Джойс Кэрол Оутс написала книгу о Мэрилин Монро в 2000 году. Она стала одним из главных романов Оутс, принесла ей Национальную книжную премию США и сделала финалисткой Пулитцеровской премии.
Фильм Эндрю Доминика, к которому она сама написала сценарий, Оутс уже успела посмотреть и осталась довольна результатом. Картина, как и книга, представляет собой не столько точное описание биографии звезды, сколько исследование ее внутренней драмы. Оутс тонко и эмоционально описывает уязвимость Нормы Джин, которая постепенно теряет себя, уступая место Мэрилин Монро и становясь прибыльным товаром киноиндустрии.
В фильме «Блондинка» есть сцена, где Норму Джин гримируют, а она напряженно всматривается в зеркало — ждет появления на авансцене своего альтер-эго Мэрилин Монро и боится, что та может не прийти. Книга Оутс как раз об этом: о зазоре между Нормой Джин и ее главной ролью — актрисой Мэрилин Монро. Чем старше становилась героиня, тем больше оказывался разрыв. Мэрилин было 36 лет, а ей по-прежнему предлагали роли сексапильных пустышек, которые подходят разве что юным старлеткам, — актриса чувствовала себя униженной. «Некоторые говорят, что она покончила жизнь самоубийством. Я так не думаю. Я думаю, она могла умереть от крайней степени отчаяния», — говорит Оутс.
Изначально Оутс хотела написать небольшую новеллу об умеющей преображаться перед камерой неловкой белокурой школьнице-простушке, которая получает новую жизнь и студийное имя. Рассказ должен был заканчиваться словами: «Мэрилин Монро». Но чем больше 60-летняя писательница узнавала о Мэрилин, тем глубже погружалась в ее мир. В девятисотстраничном романе изменены некоторые имена и искажены кое-какие события (Оутс не хотела опускаться до уровня бульварных сплетен), но главный конфликт между личностью и ее проекцией сохранен.
«Блондинка» — книга о судьбе женщины-звезды в мире камер, зеркал и теней. В мире, где прослушивание и изнасилование вполне могут быть синонимами; где женское тело — товар, которым торгуют ради острых ощущений и гигантской прибыли. Оутс не пытается детально разобраться в биографии Мэрилин Монро, она дает возможность услышать ее внутренний голос и призывает читателя к признанию, состраданию и уважению. Сама писательница считает «Блондинку» одним из двух своих главных произведений (вторым она называет роман Them), хотя за свою долгую жизнь Джойс Кэрол Оутс написала больше сотни книг.
Санаэ Лемуан, «История Марго»
Издательство: «Фантом-Пресс»
Перевод с английского Анны Гайденко
В «Истории Марго» художественная дистанция между прототипом и героиней еще больше. Санаэ Лемуан написала свой роман о взрослении 17-летней Марго, очевидно имея в виду тайную жизнь бывшего президента Франции Франсуа Миттерана и его неофициальную семью, о которой долгое время никто не знал. Однако автор уходит от прямого следования фабуле и еще в большей степени, чем Оутс в «Блондинке», фокусируется на внутреннем мире своей героини.
Марго — дочь видного французского политика и театральной актрисы Анук — переживает взросление и отчуждение от окружающих. Она ищет общий язык со своей непростой матерью, нуждается в принятии отца. Когда Марго однажды случайно сталкивается с официальной женой своего отца и видит реакцию разом съежившейся матери, обычно такой великолепной, гордой и уверенной в себе, то начинает искать способ покончить с жизнью «невидимки». Девушка решается открыть тщательно оберегаемый семейный секрет журналисту и вынудить отца признать их с матерью существование.