«Оставил сердце в Сан-Франциско»: как жил и пел Тони Беннетт
21 июля стало известно о смерти обладателя 20 премий «Грэмми» Тони Беннетта. Ему было 96 лет. Беннетт успел заработать славу, потерять ее на долгие годы и вернуться в строй. По просьбе "Правил жизни" Иван Сорокин фиксирует главные вехи его биографии.
Говорить о Тони Беннетте в контексте известных песен или альбомов, конечно, можно – но смысла в этом не так много, как кажется на первый взгляд. Со смертью Тони (и ещё со смертью его ровесника Харри Белафонте в апреле этого года) в поп-музыке окончательно завершилась эра певцов-как-интерпретаторов. Не авторов-исполнителей, не аватаров продюсерской мысли или мгновенно узнаваемых приверженцев определённой вокальной подачи – но артистов, обращающихся с собственным голосом как с лидирующим инструментом в джазовом ансамбле (недаром Беннетт учился импровизации, выводя голосом саксофонные партии Стэна Гетца). Конечно, у последнего великого крунера США есть прямые наследники — и со многими из них вроде Дайаны Кролл, Элвиса Костелло и своей близкой подруги Леди Гаги он записывал в последние двадцать лет выдающиеся дуэты. Но все перечисленные работают в других культурных парадигмах: Костелло принадлежат рок-традиции, а Гага —одна из королев попа, и их обращение к джазовым стандартам остается своего рода данью прошлому, демонстрацией знаний и умений. Намеренно старомодная Кролл (как и, например, Майкл Бубле), наоборот, сознательно сторонятся любых современных трендов – и потому остаются нишевыми, несмотря на впечатляющие продажи.