Как сооснователи банка «Точка» строят чат-бот для бизнеса в Великобритании
В 2017 году соучредители «банка для предпринимателей» «Точка» Борис Дьяконов и Эдуард Пантелеев с партнерами запустили финтехстартап в Великобритании. С момента старта они привлекли более £80 млн инвестиций. Большую часть средств вложила FIBR Technologies SA, которая принадлежит холдингу ABH Holdings российских миллиардеров Михаила Фридмана и Петра Авена. В 2022 году основатели выкупили долю у компании за номинальные £10 млн, утверждает источник, знакомый с условиями сделки. Компания уже привлекла новый раунд финансирования и планирует превратить проект в знаковый для британского рынка
В разговоре с Forbes предприниматели Борис Дьяконов и Эдуард Пантелеев в шутку называют друг друга Ильфом и Петровым и братьями Стругацкими в финансовой сфере. Они познакомились в 2008 году и с тех пор построили несколько успешных бизнесов в России, включая онлайн-банк «Точка». Сейчас они намерены повторить успех в Великобритании, где с 2017 года развивают финтехстартап Anna Money. Сервисом уже пользуются более 150 000 человек, а его выручка за 2022 год составила £10 млн.
Явление Екатеринбурга
Борис Дьяконов и Эдуард Пантелеев познакомились в 2008 году в Екатеринбурге, куда Эдуард приехал ради покупки уральского банка «Северная казна». На тот момент он занимал позицию вице-президента Пробизнесбанка и активно скупал региональные банки, расширяя таким образом географию структуры. Сделка находилась на финальной стадии, но неожиданно сорвалась — руководство «Северной казны» предпочло партнерство с Альфа-банком. Расстроенный Пантелеев ехал по Екатеринбургу с коллегой, когда тот предложил ему заглянуть в Банк24. Время близилось к полуночи, но они застали в офисе совладельца компании Бориса Дьяконова. Тот воспринял идею партнерства скептически, но на следующее утро позвонил и предложил ее обсудить.
Пантелеев вспоминает, что к тому моменту банк серьезно пострадал от кризиса 2008 года и «лежал на боку»: «Это был дохленький банчок, который генерировал убытки». Хотя он мало отличался от других региональных игроков, у него была изюминка — часть клиентов обслуживалась дистанционно, что было необычно для того времени. Другой особенностью была аудитория — его основными клиентами были представители малого и среднего бизнеса. «Вокруг этого можно было что-то построить», — вспоминает предприниматель. После длительных переговоров банковская группа «Лайф», куда входил Пробизнесбанк, выкупила контрольный пакет Банка24. Она взяла его на оздоровление, которое завершилось в 2011 году.
Незадолго до этого Пантелеев решил выйти из группы и запустить новый бизнес — инвестиционный фонд Catalytic People на Кипре. В его капитал вошли акционеры Пробизнесбанка — East Capital, RenFin, Blue Crest и Argo Group. Они получили суммарно 48% компании. Еще 52% Пантелеев поделил с Сергеем Леонтьевым, Александром Железняком и Эльдаром Бикмаевым, также бенефициарами структуры, — каждый получил по 13%. С Леонтьевым и Железняком предприниматель заключил опционное соглашение, по которому те могли обменять свои доли в фонде на его доли в Пробизнесбанке. Она составляла 5,37%. Другим условием сделки был выкуп Банка24 Catalytic People.
Исполнить опционное соглашение получилось только в 2014 году, когда Центробанк отозвал лицензию у «двадцатьчетверки» и актив стал «не нужен группе», вспоминает Пантелеев. Он также выкупил доли фондов, обязавшись расплатиться с ними в течение следующих двух лет. По словам источника, знакомого с условиями сделки, ее сумма составила около €20 млн. Тогда же из капитала Catalytic People вышел Бикмаев, продав свою долю Пантелееву «по номинальной стоимости». Впоследствии половину фонда получил Дьяконов.
Пантелеев вспоминает, что к 2014 году «двадцатьчетверка» превратилась в «явление». На тот момент у нее было более 35 000 активных клиентов. Эти люди любили банк, отправляли петиции в ЦБ в его защиту, приносили цветы сотрудникам, добавляет Дьяконов. Чтобы сохранить проект после отзыва лицензии, приятели стали искать потенциального партнера, который мог бы перезапустить его под новым брендом. Покупку активов рассматривали несколько российских банков, но лучшее предложение с точки зрения автономности команды сделала финансовая группа «Открытие». В 2015 году на базе кредитной организации открылся онлайн-банк «Точка». Туда перешли 400 сотрудников Банка24.
Пантелеев уточняет, что по итогам сделки «Открытие» не получило юрлицо «двадцатьчетверки» — ОАО «БАНК24.РУ» до сих пор существует и находится на стадии ликвидации, следует из базы данных СПАРК. «Точка» запускалась с нуля с использованием технологий предшественника. Дьяконов и Пантелеев работали как подрядчики, а за работу получили гонорар, который помог погасить рассрочку перед фондами — бывшими акционерами Catalytic People. Позже они должны были получать 10% от прибыли банка. Но обменяли эту возможность на 9,99% в юрлице «Точки», которое появилось в 2019 году. Тогда же, помимо кипрской структуры Пантелеева и Дьяконова, доли в банке получили группа «Открытие» и платежная система Qiwi. Они стали владельцами 50% и 40% соответственно.