Орден бегинок: как в Средневековой Европе появились независимые женские объединения
Что делать, если родилась в Европе Средних веков, но к замужеству или монашеству душа не лежит? Долгое время у женщины не было достойной альтернативы. Но в XII веке в Нидерландах, Лотарингии и некоторых немецких городах появились коммуны бегинок, которые стали настоящим спасением для многих женщин. В них жили независимо, занимались бизнесом и были по средневековым меркам невообразимо свободными.
Орден бегинок — объединение, куда входили незамужние горожанки, которые селились совместно, вели общее хозяйство, работали по найму или даже занимались торговлей. Все это в отсутствие мужей позволяло им быть финансово независимыми. Образ жизни бегинок был близок к монашескому, но монахинями они не были. Бегинажи (или поселения-общины одиноких бегинок) впервые возникли в XII веке, достигли расцвета в XIII и просуществовали вплоть до XVIII века. Чтобы понять, как Орден бегинок стал уникальным примером женского независимого комьюнити и почему подвергался гонениям, важно разобраться в том, как была устроена жизнь человека в средневековой Европе и какая роль в ней отводилась женщине. Forbes Woman рассказывает о бегинках и о том, что способствовало их появлению.
Был бы милый рядом, или Несколько практичных поводов выйти замуж
Средневековая картина мира базировалась на установке, что только при гармоничном сочетании трех сословий — «молящихся» (духовенство), «воюющих» (рыцари, феодалы), «трудящихся» (крестьяне, купцы, ремесленники) — возможен естественный ход вещей. При этом перейти в другое сословие было практически невозможно: родившись в семье мельника, его сын не мог стать кузнецом или, допустим, каменщиком — его судьбой было дело его родителя. Благами и правами обладали только представители элиты, а жизнь всех остальных ничего не стоила. И женщины, и мужчины могли стать жертвой случайной потасовки, разгула разбойников, внезапно впавшего в ярость рыцаря.
Семьи были многодетными, из-за еще неразвитой науки результаты ведения сельского хозяйства сильно зависели от погоды. Тяжело трудиться приходилось всем с раннего детства. Рацион бедняков был скудным, мяса практически не ели, а каждые 8–10 лет оборачивались катастрофой — именно с таким интервалом случался массовый голод. В 1315–1317 годах в Европе случился «Великий голод», который унес миллионы жизней.
В описываемых социально-экономических условиях замужество являлось не столько долгом доброй христианки, сколько было необходимо для выживания. Впрочем, мужчина мог отправиться на заработки на войну, оставив жену и детей. Популярность Крестовых походов, основной движущей силой которых стали бедняки, историки объясняют возможностью вернуться с богатой добычей. К тому же средневековое мировоззрение подразумевало невысокую ценность земной жизни и твердую веру в рай, место в котором было гарантировано каждому участнику. В отсутствие супругов женам приходилось взваливать на себя все заботы по хозяйству и прилагать усилия, чтобы заработать достаточно денег на содержание семьи. Поэтому уход мужа на войну или его смерть становились трагедией не только по сентиментальным соображениям — это в буквальном смысле грозило семье нищетой или даже гибелью.
Походы усложнили жизнь женщин всех сословий. Бедные становились еще беднее: содержать семьи по 9–16 детей в одиночку могли единицы. Остальные умирали с голоду, накладывали на себя руки, становились проститутками или отправлялись просить милостыню.
Монастырь как привилегия для богатых
У богатых в период Крестовых походов были свои проблемы. Гибель или долгое отсутствие мужа могло спровоцировать разорение имений — вести хозяйство в одиночку было непросто.
Одни представительницы знати оставались без мужей, другие и вовсе не успевали выйти замуж. Многие из них отправлялись в монастыри. Но это решение могла позволить себе не каждая. Количество мест там было ограничено, и поэтому брали не всех. Более того, карьеру настоятельницы могла сделать только представительница богатой знатной семьи. Для женщин из привилегированных сословий, решивших уйти в монастырь, это ограничивало выбор обителей: был закрыт вход там, где заправляла представительница конкурирующего семейного клана. Также уход в монастырь не был бесплатным — семья выплачивала монастырю приданое (а имущество женщины переходило в собственность церкви). Размер приданого отличался в зависимости от престижа обители.