Онлайн-банк в Telegram: как это работает и насколько безопасно
ВТБ,который из-за санкций лишился своих приложений в AppStore и Google Play, запускает услуги онлайн-банкинга через Telegram. Некоторые банковские онлайн-операции доступны через мессенджер и у других банков. С точки зрения безопасности риски примерно такие же, как при использовании традиционных приложений или онлайн-банка, однако вряд ли чат-боты полностью их вытеснят, считают эксперты.
Бот вместо приложения
Банк ВТБ с 19 января начинает оказывать услуги онлайн-банкинга в мессенджере Telegram, сообщила кредитная организация. Онлайн-банкинг в Telegram будет работать на основе чат-бота «Помощник ВТБ». По словам члена правления ВТБ Святослава Островского, на первом этапе пользователям будет доступен просмотр балансов карт и счетов в ВТБ, перевод денег через Систему быстрых платежей и пополнение счета мобильного телефона. На них приходится около 50% повседневных банковских операций. До конца года банк планирует добавить в функционал бота переводы между счетами, оплату по QR-коду, просмотр истории операций, выпуск карт и т.д. Банк позиционирует сервис как «первый полноценный онлайн-банк в Telegram».
Для того, чтобы пользоваться сервисом, клиент должен будет пройти в чат-боте авторизацию, введя свой логин и пароль от «ВТБ-онлайн». После этого на номер телефона клиента придет смс с кодом подтверждения. Затем клиент попадает в адаптированную под Telegram версию «ВТБ-онлайн». При этом при последующих входах потребуется вводить только код из смс. Кроме того, при проведении операций также будет необходимо вводить подтверждающие смс.
Банк ожидает, что наиболее востребованным сервис будет у владельцев смартфонов, работающих на операционной системе iOS, говорит Островский. В прошлом году после введения западных санкций против российских финансовых институтов мобильные приложения ВТБ и ряда других крупных банков («Сбера», «Открытия», Альфа-банка) были удалены с крупнейших платформ — AppStore и Google Play. После этого в AppStore появилось приложение «Баланс Онлайн», разработчиком которого значился поглощенный ВТБ в 2021 году банк «Возрождение» — оно полностью копировало функционал «ВТБ-онлайн», однако вскоре и оно было удалено с платформы.
По словам старшего вице-президента ВТБ Никиты Чугунова, именно санкции и удаление приложений банка из AppStore и Google Play стали первой предпосылкой того, что банк решил воспользоваться Telegram для предоставления услуг онлайн-банкинга. Кроме того, банк принимал во внимание и изменение привычек клиентов — для многих из них мессенджеры уже стали окном для получения услуг, заменив браузеры. По его оценкам, число пользователей онлайн-банкинга ВТБ в Telegram может достигнуть «сотен тысяч» человек до конца года. Как уточнила пресс-служба банка,