Возможности краудфандинга для развития территорий

Позитивные измененияБизнес

Меняющие мир на «Планете»

Возможности краудфандинга для развития территорий

Один из современных инструментов развития территорий — краудфандинг, народное финансирование. На крупнейшей в России краудфандинговой платформе Planeta.ru значительную часть проектов составляют кампании региональных активистов, которые объединяют людей и сообща реализуют инициативы на местах: благоустраивают парки, открывают новые удобные городские пространства, развивают сельские территории. Как работает краудфандинг и чем он может быть полезен?

Локальный мем

Само слово «краудфандинг» нередко вызывает вопросы и сложности в написании или произношении — отсюда на Planeta.ru и появился локальный мем «крауд-чота-там». Он отражает одну из проблем индустрии народного финансирования — проблему самоидентификации. Многие слышали, что краудфандинг — это «что-то про сбор денег в интернете». На самом деле это лишь часть определения. Краудфандинг отличается от благотворительности и складчины тем, что каждый проект ограничен конкретной финансовой целью и сроком. Автор сам до запуска кампании просчитывает, сколько средств ему необходимо для реализации инициативы и в течение какого времени он сможет собрать эти средства. Важное правило краудфандинга заключается в возвратности: если за указанный срок деньги не удалось привлечь, платформа возвращает их в полном объёме вложившимся участникам, а проект признаёт неуспешным.

Большинство краудфандинговых платформ во всём мире работают по принципу «всё или ничего»: автор получает собранные средства, только если достигает заявленной финансовой цели в полном объёме. Но на Planeta.ru более лояльные условия, учитывающие особенности российского менталитета, поэтому успешным может быть признан проект, собравший не менее половины от финансовой цели. Как объясняет учредитель и сооснователь Planeta.ru Фёдор Мурачковский, в России краудфандинг часто работает как краудсорсинг, то есть привлечение не денег, а ресурсов. За время промо-кампании проекта (а без неё не получится собрать средства) вполне могут найтись люди, готовые вложиться в него «руками».

Так, например, авторам проекта «Галерея домовой росписи Прикамья» удалось собрать 282 тысячи рублей из заявленных 500 тысяч, но они считают свой проект успешным даже не наполовину. Из соцсетей и СМИ о новой точке на культурной карте Соликамска узнавали большие компании и частные меценаты, которые тоже активно включались в обустройство будущей галереи. Одна компания предоставила музею технику, другие подарили напольное покрытие и сантехнику, третьи сделали существенную скидку на монтаж освещения. Во всём этом важный вывод: краудфандинг — это не только сбор средств, но и отличный пиар-инструмент, который позволяет рассказать об идее ещё на стадии задумки, объединить вокруг неё сообщество и оценить её востребованность.

За поддержку краудфандинговых проектов люди получают нефинансовые вознаграждения — различные бонусы, так или иначе связанные с будущим проектом. Если автор хочет выпустить с помощью народного финансирования книгу, логично предложить её экземпляр за поддержку. Если планирует открыть инклюзивное кафе, можно дать людям возможность заранее оплатить там чашечку кофе. Если решил отремонтировать какое-то общественное пространство, можно пригласить участников проекта на вечеринку там же. При этом возможность получить вознаграждение — не единственная и часто не основная мотивация. Люди участвуют в таких инициативах ещё из чувства сопричастности, симпатии или уважения к организаторам кампаний. По данным исследования Planeta.ru, 34% пользователей поддерживают проекты из желания решить проблему. Рассказываем, как сообща удалось это сделать в нескольких регионах.

Медовый турыш

Социальный предприниматель Гузель Санжапова — одна из самых известных героинь российского краудфандинга. В 2013 году она запустила свой первый крауд-проект, чтобы помочь отцу, получившему в наследство пасеку в деревне Малый Турыш Свердловской области. Гузель придумала взбивать мёд и добавлять в него лесные ягоды. Так родилось семейное предприятие «Малый Турыш» (до ребрендинга Cocco bello), где стали работать жители деревни. С тех пор Гузель успешно завершила ещё шесть крауд-кампаний с общей суммой сбора 9,5 млн рублей. Три последние кампании Санжаповой на Planeta.ru посвящены строительству в деревне общественного центра — это современное здание в 850 квадратных метров, где будут пекарня, магазин, пространство для образования и туристический хаб. Девушка признаётся, что раньше думала, что её бизнес про мёд, «но на самом деле он про развитие территории, а мёд — только одна из частей, которая нужна для решения более глобальной задачи».

В своих крауд-кампаниях Гузель регулярно использует нестандартные ходы. Например, всем участникам, поддержавшим её первый проект, она развозила предзаказы самостоятельно. Предпринимательница понимала, что хочет строить долгосрочные отношения с аудиторией, а значит важно посмотреть в глаза людям, которые поверили в её дело. В итоге 30% участников поддерживают «Малый Турыш» из проекта в проект. В пятой кампании Гузель договорилась с группой «Чайф» о концерте на месте будущего общественного центра. Приглашения на мероприятие распространяли через крауд-кампанию, а на концерт съезжались люди со всей страны. В проекте, посвящённом закупке бруса для будущего центра, можно было подарить пространству доску через крауд-кампанию, а Гузель в знак благодарности высылала видеоблагодарность.

Для видеолектория Planeta.ru Гузель Санжапова записала мастер-класс «Как создавать проекты, которые влюбят в ваше дело». Его можно бесплатно посмотреть на краудпродюсер.рф.

Нормальное место на берегу залива

В мае 2022 года по соседству с петербургским общественным пространством «Севкабель Порт» (и при его поддержке) открылось «Нормальное место». Девиз «Нормального места» — только для всех. Создать этот кластер благотворительности, осознанного потребления, культуры и творчества решили несколько учредителей: инклюзивные мастерские «Простые вещи», анимационная студия «Да», «Перспективы», инклюзивное кафе «Огурцы» (тоже, кстати, открытое с помощью краудфандинга) и сеть благотворительных магазинов «Спасибо». Отремонтировать двухэтажный кластер, оснастить необходимым оборудованием, провести коммуникации, сделать пространство инклюзивным и приятным для посещения горожанами и гостями города — задача недешёвая. Чтобы покрыть часть расходов на ремонт, а также проверить востребованность задумки, идеологи «Нормального места» запустили крауд-кампанию. Но из-за долгих согласований запустили — вопреки всем «правилам» краудфандинга и здравого смысла — в пятницу вечером, когда большинству людей уже не до развития территорий. Тем не менее, за выходные на счётчике проекта уже была треть от заявленного миллиона, что красноречиво говорило о том, что людям нужно такое место.

Краудфандинг не зря называют самым честным голосованием — в нём голосуют рублём, а это сложнее, чем поставить лайк или сделать репост в соцсетях. Сложнее, но сильно убедительнее — так, благодаря успешной крауд-кампании (при участии 704 человек было собрано почти полтора миллиона рублей) учредители «Нормального места» вовлекали в свой проект бизнес-партнёров и объединяли единомышленников.

На открытии кластера побывали более 2500 гостей. Учредители отмечают, что их крауд-кампания стала «сериалом», за которым люди наблюдали в прямом эфире. Поэтому, конечно, многим стало интересно прийти и посмотреть на результат, а заодно найти своё имя на стене поддержки, куда можно было «вписать» себя, купив соответствующий лот проекта.

В Смоленске можно жить

Активисты команды «Среда» придумали и ввели в городе хештег #всмоленскеможножить. Уже четыре года они доказывают справедливость этого шутливого выражения, наполняя город культурными, развлекательными и образовательными событиями. В середине ноября ребята открыли в историческом здании в центре города «Среда.Центр», общественное пространство с лекторием, коворкингом, мини-кинотеатром, кафе, студией дизайна, творческой мастерской, стендом с книгами и памятным городским мерчем. 438 тысяч рублей на строительные материалы и оборудование центра ребята собрали с помощью краудфандинга. Организаторы очень креативно подошли к своему проекту и ещё до запуска отлично поработали с партнёрами, благодаря чему в кампании была россыпь ярких и самобытных лотов, связанных со Смоленском.

Примечательно, что год назад основатель другого смоленского креативного пространства «Штаб», Денис Никитас, собрал на Planeta.ru средства на открытие независимого книжного магазина. А ещё за год до этого местная туристическая компания «ПоОзёрам» с помощью краудфандинга смогла обновить велопарк и закупить электромотор для водных экскурсий.

Что ж, в Смоленске действительно можно жить — особенно, когда активные горожане сами так много всего придумывают для того, чтобы город становился ещё интереснее, и так активно объединяют сообщество неравнодушных.

Развивать город через мерч

Несколько лет назад иркутский дизайнер Дмитрий Мироманов устал выполнять корпоративные заказы и решил переключиться на что-то полезное для общества и вдохновляющее его самого. За вдохновением Дмитрий пошёл на краудфандинговые платформы и наткнулся на путеводитель по небанальным местам Петербурга. Дмитрий решил сделать подобный, но про Иркутск. Так родился «Бабрбук» — квестбук-раскраска с творческими заданиями, которые позволяют туристу почувствовать себя настоящим иркутянином. Книга была выпущена с помощью краудфандинга и быстро заняла почётное место в «иркутской продуктовой корзине» — стала одним из самых популярных сувениров, которые увозят из Иркутска, наряду с кедровым грильяжем и саган-дайля. После первого «Бабрбука» Дмитрий придумал второй, затем — сборник комиксов о легендах Байкала, а затем — мерч с сибирскими принтами. Все новые идеи Мироманов тестирует на Planeta.ru. Он стал первым в Сибири крауд-продюсером, аккредитованным платформой, и по приглашению «Планеты» записал для видеолектория краудпродюсер.рф мастер-класс о специфике работы с региональными проектами. Один из важных советов Дмитрия — взывать к местному патриотизму, мотивировать к поддержке проекта городские сообщества, локальных блогеров, развивать добрососедство. В 2020 году «Бабрбук» вошёл в шорт-лист национальной премии «Серебряный Лучник» в номинации «Развитие и продвижение территорий».

«Бабрбук» — не единственный краудфандинговый пример развития территорий через артефакт. Благодаря проектам на Planeta.ru появился первый чукотский мерч, иллюстратор Марина Демченко выпустила авторскую карту «Воронеж на ладони» на английском языке, магаданское издательство «Охотник» подготовило карту-справочник основных достопримечательностей, мест притяжения детей и подростков в Магадане.

Преимущество таких «продуктовых» проектов перед кампаниями по созданию или благоустройству общественных пространств в том, что результат проекта — путеводитель, мерч, карта — и становится флагманским вознаграждением. Для таких авторов краудфандинг — ещё и удобный способ сбора предзаказов, а соответственно, возможность регулировать итоговый тираж и заранее собирать обратную связь о продукте.

Занавес

О ярких проектах по развитию территорий можно рассказывать долго, но завершить подборку хочется нетипичным примером. В ноябре 2020 года СМИ облетела новость о том, что худрук Мотыгинского драматического театра Дмитрий Турков запустил крауд-кампанию на ремонт туалета. Новость быстро завирусилась, и необходимые 300 тысяч рублей удалось собрать в считанные дни. Дмитрий объявил, что ремонт туалета — это лишь первый этап на пути к созданию на базе театра культурного центра и глобальному возрождению региона. Дело в том, что посёлок Мотыгино Красноярского края — самая труднодоступная точка на карте России, где есть профессиональный театр. Дмитрий со своей труппой приехал туда из Санкт-Петербурга и попытался вдохнуть в театр новую жизнь: организовывал гастроли столичных коллег, инициировал приезды блогеров и журналистов. Актёры театра устраивали в посёлке уборки, играли с детьми в развивающие игры, учили английскому. Дмитрий не хотел мириться с резервацией, о которой открыто говорили депутаты в отношении Мотыгино. Благодаря активности Туркова кампания по возрождению Мотыгино собрала более 1,2 млн рублей, и… худрука уволили.

Вместе с Дмитрием театр покинули актёры. Собранные средства Турков уже не мог потратить по назначению и, за вычетом расходов на производство и рассылку вознаграждений, перечислил в пользу другого театрального проекта — по ремонту единственного в России Театра Села в селе Льва Толстого Калужской области. Дмитрий объяснил своё решение тем, что этот театр тоже развивает небольшую территорию через культуру. Он призвал участников проекта не расстраиваться: благодаря широкой огласке и общественному резонансу Мотыгинский театр перешёл в краевое подчинение. В здании был сделан частичный ремонт, соответственно, первичные цели кампании были достигнуты. Таким образом, один проект вдохнул новую жизнь сразу в две территории, хоть и финал получился совсем не таким, как задумывал режиссёр.

Всё это иллюстрирует мысль о том, что краудфандинг всегда очень привлекает к себе внимание большого числа людей — и часто это внимание приводит к неожиданным результатам, которые невозможно предугадать, запуская кампанию. Кто-то находит партнёров, кто-то выигрывает гранты или получает деньги от крупных спонсоров, инвесторов, кто-то расширяет сообщество своего проекта и укрепляет связь между его участниками. Для успешного результата мало просто оформить идею в проект — существенное внимание стоит уделить его продвижению. Если материал вдохновил вас на реализацию своей идеи с помощью единомышленников, скачайте бесплатное «Практическое пособие по краудфандингу» в разделе «Школа» на Planeta.ru и, следуя советам авторов успешных кампаний, дерзайте!

Наталия Игнатенко

PR-директор краудфандинговой платформы Planeta.ru

 


Changing the World with the Planet

Crowdfunding Opportunities for Territorial Development

Crowdfunding represents one of the latest instruments in territorial development. A significant share of the projects on Planeta.ru, Russia’s largest crowdfunding platform, are campaigns by regional activists, who unite people and jointly implement initiatives on the ground — improving parks, opening new comfortable urban spaces, and developing rural areas. How does crowdfunding work and how can it be useful?

A local meme

The word “crowdfunding” is often hard to pronounce or spell in Russian — this is how the local meme “crowd-something” appeared on Planeta.ru. It reflects one of the problems of the crowdfunding industry — the problem of self-identification. Many people have heard that crowdfunding is “something to do with raising money online.” In fact, this is only part of the definition. Crowdfunding is different from philanthropy or co-sponsorship in that each project is limited to a specific financial goal and time frame. Prior to launching a campaign, its authors estimate how much money they would need to implement the initiative and how long it would take them to raise these funds. Repayment is an important rule of crowdfunding: if the money is not raised within the specified period, the platform returns it to the investors in full, and the project is deemed a failure.

Most crowdfunding platforms around the world operate on an all-or-nothing principle: the authors receive the funds raised only if their stated financial goal is reached in full. But Planeta.ru has less strict conditions, taking into account the peculiarities of the Russian mentality, so a project can be considered a success as long as it manages to raise at least half of the financial goal. As Fedor Murachkovskiy, Planeta.ru CEO and co-founder, explains, crowdfunding in Russia often works like crowdsourcing, that is, attracting resources rather than money. During a project’s promo campaign (which is mandatory if you want to raise funds on the platform), you may well find people ready to contribute their hands to it.

So, for example, authors of the “Gallery of House Painting of the Kama Region” project managed to raise just 282 thousand rubles out of the 500 thousand declared, yet they consider their project quite a success, way more than 50%. Large companies and private patrons learned about the new landmark on Solikamsk’s cultural map from social networks and the media, and they got actively involved in setting up the gallery. One company provided the museum with equipment, another donated flooring and plumbing fixtures, and yet another offered a significant discount on the lighting installation. Which brings us to an important conclusion: crowdfunding is not only a fundraiser, but also an excellent PR tool that allows you to talk about an idea when it is still a concept, gather a community around it, and assess its relevance.

People supporting crowdfunding projects receive non-financial rewards — various bonuses related to the future project in one way or another. If an author wants to crowdfund a book, it makes sense to offer a copy for support. If the plan is to open an inclusive café, people can pay for a cup of coffee in advance. If you decide to renovate some public space, you might as well invite the project contributors to the opening party for free. At the same time, the possibility of reward is not the only motivating factor, and often not the main one. People participate in this kind of initiatives out of a sense of belonging, sympathy, or respect for the campaign organizers. According to a study by Planeta.ru, 34% of users support projects out of a desire to solve a problem. Let us tell you how we managed to do it together in several regions.

Turysh honey

Social entrepreneur Guzel Sanzhapova is perhaps the most famous heroine of Russian crowdfunding. In 2013, she launched her first crowdfunding project to help her father, who had inherited an apiary in the village of Maly Turysh, Sverdlovsk region. Guzel came up with the idea of whipping honey with added wild berries. Thus was born the “Small Turysh” family business (Cocco Bello before rebranding), which started employing villagers. Since then, Guzel has successfully completed six more crowdsourcing campaigns to the total tune of 9.5 million rubles. Guzel Sanzhapova’s last three campaigns on Planeta.ru are dedicated to building a community center in the village — a modern 850-square-meter building that will include a bakery, a store, an education space and a tourist hub. She admits that she used to think her business was about honey, “but really it’s about developing the territory, and honey is just one part of a larger problem.”

Guzel regularly uses unconventional moves in her crowdsourcing campaigns. For example, she delivered pre-orders on her own to all the supporters of her first project — the entrepreneur knew she wanted to build long-term relationships with her audience, which meant it was important to look into the eyes of the people who believed in her in the first place. As a result, 30% of the participants continue to support “Small Turysh” from one project to another. In her fifth campaign, Guzel negotiated for Chaif rock band to have a concert at the site of the future community center. Invitations to the event were distributed through a crowdfunding campaign, and people from all over the country came to the concert. In another project, dedicated to purchasing construction materials for the center building, one could donate timber through the crowdsourcing campaign, and Guzel would send a thank-you video note as a token of appreciation.

Guzel Sanzhapova recorded a master class on “How to Create Projects that Will Make People to Fall in Love with Your Business” for the Planeta.ru video lecture series. It is available for free at https://school.planeta.ru/crowdproducers

A normal place on the bay shore

The Normal Place opened in May 2022 next door to (and supported by) Sevkabel Port, a public space in St. Petersburg. The motto of The Normal Place is “Just for Everyone.” This cluster of charity, conscious consumption, culture and

Natalia Ignatenko

PR director, Planeta.ru, crowdfunding platform creativity has several founders: the “Simple Things” inclusive workshops, “Yes” animation studios, “Perspectives”, the “Cucumbers” inclusive cafe (which incidentally was also opened thanks to crowdfunding) and “Thank You” chain of thrift stores. Renovating the two-story cluster, installing the necessary equipment, laying communications, and making the space inclusive and pleasant for the city residents and guests is not an inexpensive task. The Normal Place visionaries launched a crowdfunding campaign to cover part of the repair costs and to test the idea for relevance. But because of the lengthy approval process, the campaign had to be launched against all the “rules” of crowdfunding and common sense — on Friday night, when territorial development is probably the last thing on the people’s mind. Nevertheless, by Monday the progress was one third into the one million requested, which was the best testament to the people needing a place like this.

It is not accidental that crowdfunding is called the most honest voting — here people vote with their money, which is harder than hitting the “like” or “repost” buttons in social networks. It is harder, but it is also much more convincing: thanks to a successful crowdfunding campaign (nearly a million and a half rubles raised by 704 supporters), the founders of the Normal Place found business partners and gathered like-minded people in their project.

More than 2,500 guests attended the opening. The founders point out that their crowdfunding campaign became a “movie series” that people liked to watch live. Of course, many were interested in coming and looking at the result, and at the same time — to find their name on the Supporters’ Wall of Fame, where one could “buy” a place by contributing to the project.

It is ok to live in Smolensk

The “Environment” team of activists in this city came up with a hashtag #oktoliveinsmolensk. For four years now, they have been proving this joking expression true by filling the city with cultural, entertaining, and educational events. In mid-November, the team opened “Environment.Center” in a historical downtown building. It is a public space complete with a lecture hall, a co-working space, a mini-cinema, a cafe, a design studio, a creative workshop, a booth with books and city memorabilia. The creators raised 438,000 rubles for construction materials and equipment through crowdfunding. They approached their project creatively and did some outstanding work with the partners prior to the launch, making their campaign a scatter of vivid and distinctive lots related to Smolensk.

Notably, a year ago Denis Nikitas, founder of another creative space in Smolensk, The Staff, raised funds on Planeta.ru to open an independent bookstore. And another year earlier, a local tourist company, To The Lakes, used crowdfunding to renovate the bike park and buy an electric boat motor for water tours.

Well, it really is OK to live in Smolensk, what with all the active citizens coming up with so many things to make the city an even more exciting place and to unite the community of people who care.

Developing the city through merchandize

Several years ago, Dmitry Miromanov, a designer from Irkutsk, got tired of meeting corporate customers’ orders and decided to do something useful for the society and inspiring for himself instead. Dmitry turned to crowdfunding platforms for inspiration and stumbled upon a guide to the unconventional places of St. Petersburg. Dmitry decided to make a similar guide about Irkutsk. Thus was born the Babr Book — a coloring quest book with creative tasks that allow a tourist to feel like a real Irkutian (Babr is a mythological monster, the symbol of Irkutsk). The book was released with the help of crowdfunding and quickly took a place of honor in the “Irkutsk food basket,” becoming one of the most popular souvenirs taken away from Irkutsk, along with candied cedar seeds and sagaan dali herbal tea. After the first Babr Book, Dmitry released the second, followed by a collection of comics about the legends of Lake Baikal, and then by various merchandize with Siberia-themed prints. Miromanov tests all his new ideas on Planeta.ru. He became the first crowdfunding producer in Siberia to be accredited by the platform, and at the invitation of the Planet he recorded a master class on the specifics of working with regional projects for the Planeta.ru Crowd Producers website. One of Dmitry’s key tips is to appeal to local patriotism, to motivate urban communities and local bloggers to support the project, and to develop good neighbor relations. In 2020, the Babr Book was short-listed for the Silver Archer national award in the “Development and Promotion of Territories” category.

The Babr Book is not the only example of using crowdfunding to promote territorial development via an artifact. Thanks to the Planeta.ru projects, the first Chukchi merchandize appeared, illustrator Marina Demchenko published an original map “Voronezh in the Palm of Your Hand” in English, Magadan-based “Hunter” Publishing House prepared a reference map of the main landmarks and places of attraction for children and teenagers in its city.

The advantage of these “product”-related projects over campaigns to create or improve public spaces is that the result of the project — a guidebook, merchandise, a map — becomes the flagship reward. For their authors, crowdfunding is also a convenient way to collect pre-orders, and therefore an opportunity to regulate the final circulation and collect feedback on the product in advance.

The curtain

We can talk a lot about the most outstanding territorial development projects, but at the end of this lineup we would like to share an unusual example. In November 2020, the media broke the news that Dmitry Turkov, Art Director of the Motygino Drama Theater, had launched a crowdfunding campaign to repair the theater restrooms. The news spread quickly, and the 300,000 rubles requested were collected in a matter of days. Dmitry announced that the renovation of the restrooms was only the first step in turning the theater into a fully functional cultural center and a global revitalization of the region. The fact is that the village of Motygino in Krasnoyarsk Krai is the most remote point on the map of Russia with a professional theater. Dmitry and his troupe arrived there from St. Petersburg and tried to breathe new life into the theater: he organized guest performances by his colleagues from the capital, initiated visits by bloggers and journalists. The actors organized village clean-ups, played educational games with the children and gave English lessons. Dmitry would not agree to keeping Motygino as a reservation, as the MPs were openly suggesting. Turkov’s campaign to revive Motygino raised more than 1.2 million rubles, and then... the art director was fired.

The actors left the theater together with Dmitry. The money Turkov had raised could no longer be used for its intended purpose, and he transferred it, less the production and mailing costs, to another theater project — renovation of Russia’s only Village Theater, located in Leo Tolstoy village in the Kaluga Region. Dmitry explained his decision by the fact that this theater was also developing a small area through culture. He urged the project participants not to get upset: thanks to the broad publicity and public response, the theater in Motygino was transferred to the Krai government subordination. The building was partially renovated, so the original goals of the campaign were achieved. This is how one project breathed new life into two territories at once, although the ending did not go as the director had intended.

This illustrates the idea that crowdfunding is always very appealing to a large number of people — and often that attention leads to unexpected results that cannot be predicted when launching a campaign. Some project authors find partners, some win grants or get funding from major sponsors and investors, some expand their project community and strengthen the connection between its participants. For a successful outcome, it is not enough to just turn an idea into a project — it is worth paying considerable attention to its promotion. If this article inspired you to bring your idea to life with the help of like-minded people, download the free “Practical Guide to Crowdfunding” in the “School” section on Planeta.ru and follow the advice of the authors of successful campaigns! Good luck!

Natalia Ignatenko

PR director, Planeta.ru, crowdfunding platform

DOI 10.55140/2782-5817-2022-2-4-36-41

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Социальное и асоциальное Социальное и асоциальное

Любая соцсеть может стать для человека лекарством или наркотиком

Men’s Health
100 лет балет: как правнучка Николая Лескова стала прима-балериной в Рио-де-Жанейро 100 лет балет: как правнучка Николая Лескова стала прима-балериной в Рио-де-Жанейро

Правнучка писателя Николая Лескова всю жизнь посвятила балету

Forbes
Когда инициатива не наказуема | When Good Deeds Do Go Unpunished Когда инициатива не наказуема | When Good Deeds Do Go Unpunished

Как быть причастным к распределению местного бюджета

Позитивные изменения
10 западных знаменитостей, которые любят водку 10 западных знаменитостей, которые любят водку

Многие известные люди неровно дышат к водке!

Maxim
Мягкий пол Мягкий пол

Виды и способы укладки ковровых покрытий

Идеи Вашего Дома
Пять дней, которые изменят все: диета биохакеров, или FMD Пять дней, которые изменят все: диета биохакеров, или FMD

План питания FMD помогает обновить организм и укрепить иммунитет

Правила жизни
Дать себе волю Дать себе волю

Отчего же мы не спешим упражняться в управлении своей жизнью?

Psychologies
Как устроена нелегальная жизнь бедных людей в Лондоне. Интересные факты и фотографии Как устроена нелегальная жизнь бедных людей в Лондоне. Интересные факты и фотографии

Как устроен быт людей, которые живут в «сквотах»?

ТехИнсайдер
Что я знаю о папе: часть 1. Бумажные куклы Что я знаю о папе: часть 1. Бумажные куклы

Рассказ Яны Верзун «Папа»

Psychologies
Как научить жестокости: эксперимент Альберта Бандуры над четырехлетними детьми Как научить жестокости: эксперимент Альберта Бандуры над четырехлетними детьми

Эксперимент 1961 года, который показал, как насилие порождает насилие

VOICE
Что заводит ее больше всего: топ-3 женских фантазий Что заводит ее больше всего: топ-3 женских фантазий

Женщины выбирают партнера не только сознательно, но и бессознательно

Maxim
Как выходцы из «Яндекса» придумали помощника для сборки Lego и привлекли $1,6 млн Как выходцы из «Яндекса» придумали помощника для сборки Lego и привлекли $1,6 млн

Как выходцы из «Яндекса» запустили успешное приложение Brickit

Forbes
«Столица района» | “Neighborhood Capital” «Столица района» | “Neighborhood Capital”

Соседский центр как ключ к формированию городов и сообществ

Позитивные изменения
Качели глобализации: почему странам мира все сложнее снижать торговые барьеры Качели глобализации: почему странам мира все сложнее снижать торговые барьеры

Почему люди не могут правильно распределить выигрыш от глобализации

Forbes
Все актеры, игравшие Фандорина в кино — кто лучше всех попал в образ самого везучего сыщика? Все актеры, игравшие Фандорина в кино — кто лучше всех попал в образ самого везучего сыщика?

Кто из российских актеров воссоздавал образ Эраста Петровича Фандорина

VOICE
Парящий дом Парящий дом

Современная вилла в Подмосковье с уникальной архитектурой

SALON-Interior
Другой LX. Тест-драйв нового полноприводного кроссовера Exeed Другой LX. Тест-драйв нового полноприводного кроссовера Exeed

У младшей модели премиум-бренда Exeed появился привод на все четыре колеса

РБК
С чистого листа С чистого листа

Современный расслабленный интерьер с элементами классики

SALON-Interior
«Будьте хозяином ваших мыслей»: как освободиться от страха и тревоги — 4 полезные практики «Будьте хозяином ваших мыслей»: как освободиться от страха и тревоги — 4 полезные практики

Как вернуть самообладание и избавиться от сковывающей тревоги?

Psychologies
«Даже если я голая, это не повод меня насиловать»: колонка-признание «Даже если я голая, это не повод меня насиловать»: колонка-признание

Авторская колонка о женской уязвимости

Psychologies
Писатель Алексей Иванов — Forbes: «Мы неверно представляем Россию до революции» Писатель Алексей Иванов — Forbes: «Мы неверно представляем Россию до революции»

Алексей Иванов — о том, как история отражается в его романе «Бронепароходы»

Forbes
Устойчивость в неустойчивом | Stability in the Unstable Устойчивость в неустойчивом | Stability in the Unstable

Как социальные предприятия выживают и адаптируются в VUCA-мире

Позитивные изменения
Народ сказал свое! Факты об убийстве президента Чаушеску и революции 1989 года в Румынии Народ сказал свое! Факты об убийстве президента Чаушеску и революции 1989 года в Румынии

Как волеизъявление народа может приобрести драматичный характер

ТехИнсайдер
Пилот-инструктор Денис Окань — о секретах обучения капитанов и вторых пилотов Пилот-инструктор Денис Окань — о секретах обучения капитанов и вторых пилотов

Отрывок из книги о работе пилотов «Взлет разрешен»

СНОБ
5 самых умных пород кошек 5 самых умных пород кошек

Различается ли интеллект кошек от породы к породе?

ТехИнсайдер
Почему не стоит использовать гаджеты перед сном? Почему не стоит использовать гаджеты перед сном?

Почему специалисты не рекомендуют использовать гаджеты перед сном?

CHIP
«Каждая женщина умеет мечтать» «Каждая женщина умеет мечтать»

Евгения Добровольская о своей героине, а также о роли в новом фильме

OK!
Как бы выглядел дом, в котором могло жить все население Земли Как бы выглядел дом, в котором могло жить все население Земли

Собирай свои вещи, мы все переезжаем в дом, который будет строить весь мир!

ТехИнсайдер
Великий Нехочуха: что делать, если ребенок ничего не хочет Великий Нехочуха: что делать, если ребенок ничего не хочет

Ребенку ничего не нужно, ничего не нравится, ничего не интересно... Что делать?

VOICE
Праздники подошли к концу: главная ошибка первой рабочей недели — проверьте себя Праздники подошли к концу: главная ошибка первой рабочей недели — проверьте себя

Как настроиться на работу после праздников?

Psychologies
Открыть в приложении