«Они всегда хотели съесть «Ведомости»: кто, как и зачем поставил ловушку для ведущей деловой газеты страны
Forbes, Медуза, The Bell и «Ведомости» в совместном расследовании выяснили, кто, когда и на какие деньги купил газету «Ведомости» и почему сейчас главная деловая газета находится в ловушке
Владелец «Ведомостей» Демьян Кудрявцев всегда говорил, что купил газету на собственные деньги и в собственных интересах. И с самого начала ему мало кто верил. Как показало совместное расследование Forbes, «Медузы», The Bell и «Ведомостей» кредит на покупку издания выдал Газпромбанк, а сейчас права требования по этому кредиту находятся у принадлежащего «Роснефти» и ее дочерним компаниям Всероссийского банка развития регионов.
Без иностранцев
Вся эта история началась в начале 2014 года, когда финский издательский холдинг Sanoma решил продать свой российский бизнес, включая долю в «Ведомостях». Газету издавало (и издает до сих пор) ООО «Бизнес ньюс медиа» («БНМ»), принадлежавшее тогда кипрскому офшору Delovoi Standart. Этим офшором в равных долях владели три иностранных акционера — Sanoma, FT Group (Financial Times) и Dow Jones & Co (Wall Street Journal). В шапке «Ведомостей» так и было написано — издается совместно с Financial Times и Wall Street Journal.
Весной 2015 года Кудрявцев купил всю долю Sanoma (33%) в компании Delovoi Standart и получил преимущественное право на выкуп долей остальных акционеров — в том случае, если они решат продать. Случай не заставил себя долго ждать — с 1 января 2016 года вступал в силу закон, запрещающий иностранцам владеть более 20% в российских медиа, и FT Group и Dow Jones & Co начали искать покупателя на свои доли. Приценивались многие, в том числе, основатель «Рольфа», миллиардер Сергей Петров, но в итоге единственным собственником Delovoi Standart 31 декабря 2015 года стала «семья Демьяна Кудрявцева» с партнерами. Формулировка «семья» означало, что актив оформили на жену Кудрявцева Яну Мозель-Кудрявцеву, сам он являлся гражданином Израиля и Киргизии и с 2016 года не мог быть совладельцем СМИ, а в 2017 году его лишили российского гражданства.
Партнерами Кудрявцева стали Мартин Помпадур и Владимир Воронов. Кудрявцев подчеркивал, что все они обеспеченные люди, провели сделку на свои деньги, и никто за ними не стоит. Источник «Медузы», осведомленный о ходе сделки, говорит, что получить одобрение на покупку Кудрявцев смог только после того, как нашел «правильного партнера». Для успешного завершения сделки Кудрявцеву, много лет проработавшего с опальным олигархом Борисом Березовским, «необходимо было решить главную проблему — выйти из опалы Администрации президента». Сначала подозрения пали на миллиардера Дмитрия Босова, многие издания пытались расследовать его причастность к покупке «Ведомостей», но доказательств обнаружено не было. Босов на самом деле сыграл свою роль в истории «Ведомостей», но об этом чуть позже.
Как удалось выяснить «Медузе» в ходе этого расследования, «Ведомости» обошлись Кудрявцеву и партнерам в сумму чуть больше 10 млн евро — примерно по 5 млн евро за долю Sanoma и за доли двух оставшихся акционеров.
Причем на руки бывшие иностранные собственники «Ведомостей» получили значительно меньше. Sanoma — около половины, а FT Group и Dow Jones & Co всего по 500 000 евро. Дело в том, что сделка включала в себя погашение долга по лицензионным платежам перед иностранными акционерами, к 2015 году «БНМ» задолжала им примерно 10 млн евро.
Sanoma продала свою долю в Delovoi Standart исходя из оценки акций в 2,687 млн евро и оценки долга, который выкупила компания Кудрявцева — Moscowtimes LLC, в 2,47 млн евро, следует из документов о сделке, с которыми ознакомилась «Медуза».
Помпадур выкупил у FT Group и Dow Jones & Co долговые обязательства «Бизнес ньюс медиа» на 6,7 млн евро с дисконтом в 40%, говорит источник «Медузы». «Просто купили у них этот долг дешевле. Компания («Бизнес ньюс медиа») должна эти деньги по-прежнему, мы просто купили долг с дисконтом», — рассказывал об этом сам Кудрявцев в интервью основательнице The Bell Елизавете Осетинской.
«Вполне открыто заявлялось, есть Владимир Воронов и Мартин Помпадур, которые шли со мной в эту сделку. Из-за принятия закона об иностранцах, они не стали акционерами. Они забрали долги, выступили кредиторами, а моя семья купила акции», — говорил Кудрявцев в интервью Осетинской.
«Медуза» в конце 2015 года писала, что совокупный доход Кудрявцева за последние 15 лет превысил $20 млн, включая зарплату ($1 млн в год) — сначала от Березовского, потом от Усманова, и комиссионные и доход от продажи долей в компаниях. «Демьян говорил, что деньги его, хотя мы слышали, что у него есть, у кого взять взаймы, — рассказывает участник переговоров со стороны Петрова. — И он пообещал: если мы будем поднимать цену, он будет делать то же самое».