Как Покрас Лампас стал одной из самых заметных фигур современного искусства

ForbesЗнаменитости

«Он мало спит и постоянно работает»: как Покрас Лампас зарабатывает миллионы на каллиграфии

Картины Покраса Лампаса покупают члены королевских семей, его имя есть в Книге рекордов Гиннеса, на его счету договоры с итальянским домом моды Fendi и Nike. Как 27-летний художник из Подмосковья стал одной из самых заметных фигур современного российского искусства?

Юлиана Михайлова

bf8aed03-b797-461c-b8d8-68eab916bf78.jpeg__1568653690__96878.jpeg
Фото DR

«Ключевая вещь для художника — это его независимость», — рассуждает Покрас Лампас в разговоре с Forbes. По его словам, галереи и бренды часто пытаются диктовать свои условия, и единственный способ в этих условиях получить свободу высказывания — стать финансово независимым. Стремление к независимости дорого обошлось художнику: и участники арт-рынка, и другие художники часто критикуют его за чрезмерную коммерциализацию и дружбу с властью. Самого Покраса это мало волнует: среди покупателей его картин политики и топ-менеджеры, его каллиграфии украшают крыши «Красного Октября» в Москве и Дворца итальянской цивилизации в Риме, а одна коллаборация с известными брендами приносит до 2,5 млн рублей.

Уличные институты

Рисовать Покрас начал, как и многие стрит-арт художники, подростком. В 16 лет Арсений Пыженков (так художника звали при рождении, в 2017 году он официально сменил имя на Покрас Лампас; Покрас — сокращение от «пойти покрасить», Лампас — созвучное продолжение первой части) поступил в Технологический колледж №14 на экономиста и каждый день ездил из родного Королева в Москву на электричке. Все сорок минут дороги он разглядывал индустриальный пейзаж за окном: стены и заборы, расписанные яркими граффити. А вскоре и сам решил попробовать силы в уличном искусстве. «Приходилось и от полиции с баллончиком краски бегать», — с улыбкой вспоминает Покрас. Он начал с классических для стрит-арта «тегов» — писал на стенах и электричках свой псевдоним в разных стилях.

DR

С экономикой не задалось, Арсений бросил колледж и вернулся в 11 класс школы. После выпуска пошел учиться на маркетолога в Московский государственный университет инженерной экологии. Теория продвижения товаров его интересовала меньше искусства: на лекциях он рисовал или изучал дизайнерский софт.

Институт он так и не закончил: понял, что диплом маркетолога вряд ли поможет ему в жизни, забрал документы и переехал в Петербург, который, по его словам, «манил творческим духом». Там он зарабатывал на жизнь мастер-классами по каллиграфии, изготовлением логотипов для малого бизнеса и эскизов татуировок. За работу брал не больше 5 000 рублей (ценник был один и для мастер-классов, и для логотипов, и тату). Заработанных денег хватало на аренду квартиры и покупку инструментов.

Чтобы набрать клиентскую базу, он выкладывал в недавно появившемся Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) витиеватые каллиграфические надписи, которые рисовал на листах A4. Параллельно Покрас модерировал во «ВКонтакте» группы по дизайну — переводил зарубежные статьи, рассказывал о каллиграфии как искусстве и тоже выкладывал свои работы. Таким образом он собрал в своих аккаунтах в соцсетях несколько тысяч подписчиков.

Его стали замечать организаторы образовательных мастер-классов и магазины молодежной одежды в регионах: в 2013-2014 годах Покрас активно ездил с мастер-классами по стране. Больших денег это по-прежнему не приносило (ежемесячный доход художника составлял около 60 000 рублей), но прибавило популярности — к середине 2014 года количество его подписчиков в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) выросло до 25 000 человек.

Художник, который творит на крыше

Проведя два года в таких «гастролях», Покрас решил сменить стены заброшенных домов и монитор компьютера на классический холст. Стал писать картины с зашифрованными в каллиграфии цитатами Дали, Пикассо, Матисса, Малевича и Кандинского, которыми он восхищался. Что-то удавалось продавать через соцсети и по знакомым, что-то оставалось в квартире-мастерской.

Идея переосмыслить привычную художественную форму пришла к Покрасу в начале 2015 года. Он задумал масштабный проект — огромное каллиграфическое изображение на крыше. Идеей загорелся и его друг, Сергей Валяев — режиссер и продюсер компании Cameraptor production, актер-оператор фильма «Хардкор». Оплатить все расходники и предоставить часть техники согласилась Panasonic — компания следила за творчеством Валяева и была рада прорекламировать свою новую камеру необычным образом, поясняет Покрас. В обмен художник должен был указать, при чьей поддержке создан проект.

«Я в последние лет 5-6 я практически ни с кем не вижусь, даже с семьей. Но это позволяет мне участвовать в культурных событиях мирового масштаба. За счет того, что я всегда бил в одну точку, многие двери открылись для меня гораздо быстрее, чем можно было ожидать».

Уговорить на сотрудничество владельцев местных крыш оказалось сложнее, чем международный бренд. «Сначала мы рассматривали крыши в Санкт-Петербурге, но там нам раз за разом отказывали и отели, и музеи, и частные здания, — рассказал Forbes Валяев. — Даже несмотря на то, что мы предлагали купить краску за свой счет и вообще не требовали от людей никаких вложений финансовых, они все равно почему-то не хотели видеть работу Покраса у себя на крышах». Первым согласился предоставить площадку Музей стрит-арта в Петербурге, но потом изменили свое решение. «Был риск, что на той крыше, где он хотел рисовать, краска бы отколупывалась и забивала сточные трубы», — пояснили Forbes в пресс-службе музея.

Через знакомых Покрас и Валяев вышли на более смелых управляющих московского кластера «Красный Октябрь». Они согласились предоставить для арт-эксперимента крышу бывшей кондитерской фабрики. За несколько дней почти круглосуточной работы Покрас создал огромную работу — расположенные по кругу зашифрованные надписи, которые охватывают всю площадь крыши в 1650 кв. м. Эту каллиграфию эксперты Книги рекордов Гиннеса признали самой большой в мире.

Несмотря на рекорд, арт-объект остался практически без внимания российских СМИ, но зато вызвал волну интереса со стороны зарубежных изданий. Привлечь западных журналистов, по мнению Лампаса, удалось благодаря видео, за съемку и монтаж которого отвечал Валяев — на YouTube оно набрало почти 700 000 просмотров. «Правильная фото- и видеодокументация проекта — это возможность продлить его жизнь на многие годы», — считает художник.

В галереи с матрасом

Новые медиа принесли Покрасу известность среди стрит-арт художников и массовой аудитории. Но чтобы занять место на пьедестале современного арт-рынка, важно признание экспертного сообщества — музеев и галерей. Получить его Покрасу удалось благодаря знакомству с каллиграфами из Германии, которые в августе 2016 года пригласили его поучаствовать в выставке Calligraffiti Ambassadors в гамбургской галерее Affenfaust Gallery. «Я приехал в Гамбург на последние деньги, не мог снять даже комнату. Пришлось спать в галерее на матрасе — там от прошлой инсталляции остался карикатурный домик, надувной матрас и сломанный телевизор. И я спал в этой инсталляции, потому что добрый куратор разрешил мне оставаться на ночь», — смеется Покрас.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци Меган Маркл спрятала обручальное кольцо от папарацци

55-летний Уэнделл Пирс признался, что сохранил теплые отношения с Меган Маркл

Cosmopolitan
«Он не про поиск виноватых. Он о людях»: Юрий Дудь сделал документальный фильм о трагедии в Беслане «Он не про поиск виноватых. Он о людях»: Юрий Дудь сделал документальный фильм о трагедии в Беслане

Документальный фильм «Беслан. Помни» журналиста Юрия Дудя

Forbes
Как я живу на 380 тысяч рублей в месяц в Торонто: мать-одиночка с тремя детьми Как я живу на 380 тысяч рублей в месяц в Торонто: мать-одиночка с тремя детьми

Наша сегодняшняя героиня Катя живет в Канаде на $5800 (примерно 380 000 рублей)

Cosmopolitan
Лондон, гуд‑бай Лондон, гуд‑бай

Декоратор Ираклий Зария оформил таунхаус в Лондоне

AD
Что делать с машиной после ДТП. Инструкция Что делать с машиной после ДТП. Инструкция

Когда нужно и не нужно вызывать ГИБДД, кто должен эвакуировать автомобиль

РБК
Антон Желнов и Юрий Сапрыкин — о Владимире Сорокине в жизни и на экране Антон Желнов и Юрий Сапрыкин — о Владимире Сорокине в жизни и на экране

В прокат вышел «Сорокин трип» — документальный фильм про писателя

РБК
Как я живу на 17 тысяч в месяц: рассказ библиотекаря из Саранска Как я живу на 17 тысяч в месяц: рассказ библиотекаря из Саранска

Мы продолжаем расспрашивать читательниц об их месячном доходе

Cosmopolitan
Идея! Купить машину на будущее Идея! Купить машину на будущее

Как сделать современный автомобиль раритетным

Maxim
Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику Рынок свободной любви: как экономика влияет на отношения, а отношения — на экономику

Что теперь представляет собой экономика любви в мире миллениалов

Forbes
Ого-гонь XXI века Ого-гонь XXI века

Со времен палки-копалки человечество пугали и завораживали пожары

Maxim
Съешь меня, если сможешь Съешь меня, если сможешь

Как натравить микробы на пластмассу

Огонёк
Выбрасывайте уже ваш чемодан Выбрасывайте уже ваш чемодан

Все мы ненавидим разбирать чемоданы

GQ
Из хорошей семьи Из хорошей семьи

Желтая, белая, фиолетовая — видов фасоли много

Добрые советы
Юсуповский Версаль Юсуповский Версаль

Свой вековой юбилей усадьба Архангельское встречает во всей красе

Огонёк
Одна вокруг света. Почему в Эфиопии везде очереди Одна вокруг света. Почему в Эфиопии везде очереди

45-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Как поддержать первоклассника: разговор по душам Как поддержать первоклассника: разговор по душам

Ребенок пошел в школу. Для него это сложный переходный период

Psychologies
«Китай не может быть партнером в принципе»: экономист Олег Вьюгин о новом кризисе и дружбе с Китаем «Китай не может быть партнером в принципе»: экономист Олег Вьюгин о новом кризисе и дружбе с Китаем

10 мыслей профессора Высшей школы экономики Олега Вьюгина

Forbes
Растрата на 100 млрд рублей: суд заочно арестовал братьев Ананьевых Растрата на 100 млрд рублей: суд заочно арестовал братьев Ананьевых

Суд санкционировал заочный арест экс-владельцев Промсвязьбанка

Forbes
Тектонические люди Тектонические люди

Почему русскому человеку никогда не узнать правды об удмуртской магии

Русский репортер
Опасные друзья: как отношения в юности травмируют нас Опасные друзья: как отношения в юности травмируют нас

У подростков есть друзья, которые им не только не подходят, но даже опасны

Psychologies
«Бросили документы и забыли». Водитель сохранил номер и остался без прав «Бросили документы и забыли». Водитель сохранил номер и остался без прав

Водитель поставил внедорожник на учет и из-за ряда случайностей лишился прав

РБК
Почему девушки перестали считать пивной живот сексуальным Почему девушки перестали считать пивной живот сексуальным

Идеальные фигуры на телеэкранах заставляют людей презирать собственное тело

GQ
Уотергейтский скандал: 5 мифов об отставке президента Никсона Уотергейтский скандал: 5 мифов об отставке президента Никсона

В 1972 году в штабе кандидата в президенты США были задержаны пятеро взломщиков

Esquire
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
Рецензия на фильмы Рецензия на фильмы

На кинофестивале в Торонто показали сразу два пронзительных фильма

Esquire
Какие часы носить в октябре? Какие часы носить в октябре?

Тряхните стариной и начните носить золото

GQ
Спасибо, Доминикана! Спасибо, Доминикана!

С января по март в Доминикане – киты. И круглый год – все остальное счастье

Домашний Очаг
Проверка на прочность Проверка на прочность

Заложница «Норд-Оста» Наталья Старцева вновь пережила трагические события

StarHit
Бургеры с растительным мясом могли принести эксклюзивному продавцу в России 10 млн рублей Бургеры с растительным мясом могли принести эксклюзивному продавцу в России 10 млн рублей

White Rabbit Family продали около 20 000 бургеров с растительной котлетой

Forbes
Будем не экономить, а тратить? Будем не экономить, а тратить?

Четырехдневка — экономически необоснованный проект

Огонёк
Открыть в приложении