Тимур Бекмамбетов — об осле и Ходже

OK!Культура

Жду Ходжу

Три дня, с 5 по 7 февраля, в Театре наций пройдут премьерные показы кукольного спектакля «Ходжа Насреддин». Тимур Бекмамбетов — об осле, Ходже и о том, почему в каждом из нас они должны когда-нибудь встретиться

Текст: Юлия Сонина. Фото: Ира Полярная, BAZELEVS

Тимур, последние пять лет вы посвятили разработке ScreenLife — формату, когда действие фильма происходит в гаджетах героев. То есть такому «кино будущего». И тут вдруг кукольный спектакль…

Вы знаете, я родился в городе Гурьеве в Казахстане (сейчас он называется Атырау). Потом, в восьмидесятые годы, почти десять лет жил и учился в Ташкенте... Это я к тому, что Азия для меня — теплый, вкусный, наполненный смыслами мир, а Ходжа Насреддин — наверное, самый важный персонаж, который пришел к нам из этого мира. Я всегда хотел рассказать про него, но как-то не складывалось — не было времени, не было повода. И он жил внутри меня и никак не мог вырваться наружу. Пока два года назад Инна Яркова (есть такой замечательный продюсер в Казани) не пригласила меня принять участие в своей ежегодной театральной лаборатории в городе Свияжске. Мы с моим партнером и соавтором Ильгизом Зайниевым написали пьесу и за шесть дней поставили ее на берегу реки Свияги с замечательными актерами казанских театров.

А как Ходжа оттуда попал в Театр Наций?

На самом деле эта история не про Ходжу, а про его ишака. Ходжа слишком загадочный, и с ним трудно себя идентифицировать зрителю. (Смеется.) Гораздо легче Ходжу открыть для себя вместе с ишаком. Точно так же, как если делать спектакль по роману «Мастер и Маргарита», его надо делать не про Воланда, не про Мастера, а про Бездомного, который начал историю перепуганным конформистом, а закончил профессором истории и философии. Бездомный меняется. Ишак меняется. А Ходжа не меняется: он герой. Мне всегда казалось, что Костя Хабенский — идеальный Ходжа Насреддин. А ишаком я представлял себе Женю Миронова...

Этот спектакль представляют как вашу премьеру в кукольном театре, но вы же уже работали с куклами в петербургском проекте «Всадник CUPRUM».

У меня есть любимые сестра Елизавета Богословская и племянница Аня Викторова. В 2003 году они создали в Петербурге театр «Кукольный формат», который уже получил пять «Золотых масок» и стал достопримечательностью Северной столицы. Я помогал им чем мог все эти годы.

Зачем, имея возможность задействовать Хабенского и Миронова, делать кукольный спектакль?

Мы долго с Женей и Костей обсуждали постановку традиционного для Театра Наций спектакля, но он никак не складывался. Актеры, которых я в нем видел, все звезды: Чулпан Хаматова, Лиза Боярская, Инга Оболдина, Виктор Вержбицкий, Игорь Золотовицкий, Костя Хабенский, Женя Миронов — они заняты в других проектах, и собрать их вместе было бы очень сложно. Потом случился коронавирус, и всё вообще, казалось, заглохло... И тогда у меня появилась мысль, почему бы не сделать спектакль кукольным, записав фонограмму, как это делает обычно Резо Габриадзе. По тональности, по жанру это притча, что очень органично для данного формата. Я предложил эту идею Жене. Идея ему понравилась. Мы вздохнули с облегчением, но я никогда не ставил кукольных спектаклей сам. И тогда я вспомнил про «Кукольный формат». Аня Викторова прочитала пьесу, она ей понравилась, и мы решили делать спектакль вместе.

Вы когда-нибудь ставили спектакль с обычными живыми актерами?

Когда учился в театральном институте в Ташкенте. Но это было очень, очень давно.

Интересно попробовать?

Конечно, интересно, поскольку театр — это процесс совместного придумывания. А придумывать вместе гораздо интереснее, чем придумывать одному. Это то, чего мне не хватало многие годы, пока я занимался кино. Там ты все-таки всё придумываешь сам, а потом много людей тебе помогают это реализовать.

То есть вы больше про процесс?

Абсолютно правильно. А кино — это больше про результат. Когда фильм сделан, он уходит к зрителю. Спектакль — это всегда новая сущность. Его нельзя сделать раз и навсегда.

Вам это нравится?

Знаете, я всю жизнь очень боялся театра — боялся неизвестности. Ты же не знаешь, что будет с этой историей на этой сцене, но с новым зрителем, как он себя поведет. Весь прошлый век человечество пыталось осмыслить и принять ту мысль, что наблюдающий за экспериментом неизбежно изменяет его результат. Так называемый эффект наблюдателя. Это очень красивая теория. Театр очень точно следует этому принципу. Но если говорить о нашем кукольном спектакле, это в каком-то смысле компромисс между кино и театром, поскольку голоса актеров записаны заранее. Это то, что пришло из кино. То есть «Ходжа», с одной стороны, состоялся в звуковой студии, где мы искали характеры, образы, импровизировали. А с другой стороны, актеры, которые водят кукол, живут вместе со зрителем, и именно благодаря им спектакль каждый раз рождается заново.

Тимур, мне показалось или осел в «Ходже» — дальний родственник осла из «Шрека»?

Это совсем другой персонаж! Нет, наверняка все ослы друг другу братья (смеется), но ишак в нашем спектакле — это очень точный, надеюсь, портрет каждого из нас. Со всеми нашими заботами, обязательствами, комплексами, мечтами. Это мы в ожидании Ходжи, который придет и перевернет наш мир с головы на ноги, чтобы мы перестали быть ишаками и стали людьми. Наш осел... русский, наш с вами (смеется), который по капле выдавливает из себя «осла» и пытается как-то преодолеть страх стать свободным. Я бы сказал, что это гоголевский персонаж — герой «Шинели», «Каштанки» чеховской... Обыватель, маленький человек, которому Ходжа дарит способность фантазировать, творить, не бояться своей мечты и до конца биться за нее. Это важно для всех нас, ослов, — открыться и постараться принять все те пугающие перемены, которые мы сейчас переживаем. Очень важно встретить своего Ходжу. И пойти за ним.

Вы сейчас о каких переменах?

Я говорю о переменах, связанных с приходом технологий. Тем, кто не откроется этим переменам, а испугается и попытается как-то спрятаться от них, будет очень тяжело. Совершенно очевидно, что «ослы» скоро будут никому не нужны. Нужны будут те, кто способен творить и нарушать правила, как нарушает их Ходжа. Мы не знаем, что будет с нами завтра, и выражение «так должно быть» больше не работает. Никто не скажет, как нам жить дальше. Ты должен это решить сам. А для этого нужно быть свободным, верить в себя и, как это умеет ишак, удивляться, радоваться, любить и принимать неизвестность.

Тимур, я правильно поняла, вы уверены, что на фоне всех мировых катаклизмов, от практически повсеместных национальных конфликтов до пандемии, самое трудное, что нас ждет, — освоение современных технологий?

Да. Технологии принципиально меняют всё: отношения между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между государством и гражданами, между разными государствами. Хочешь или не хочешь, но так, как раньше, жить уже невозможно. Мы видим, что тот же Twitter может заменить для политиков все остальные средства массовой информации. Мы видим, что молодые люди влюбляются и строят отношения, физически не встречаясь друг с другом...

Вы бы так могли?

Могли бы — не очень подходящее слово. (Смеется.) Не то что могли бы, я думаю, все мы сейчас так и живем. Уже год люди практически не встречаются друг с другом.

А как же физический контакт и все эти теории про то, что человеку нужно восемь объятий в день? В новом мире будет устройство, которое будет нас обнимать?

Не знаю. Я не могу выступать в качестве эксперта, который знает, как будет устроен мир. Я лишь констатирую факт, что мир будет другой и нам всем вместе предстоит его придумать.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Город без преград Город без преград

Насколько доступен город для родителей с колясками?

Домашний Очаг
Мир, где весело и нет времени Мир, где весело и нет времени

Все самое важное о Дживсе и Вустере

Weekend
Это моя боль Это моя боль

Так ли необходимо быть хорошей девочкой и терпеть там, где не хочется?

Tatler
Безопасно ли прыгать в сухие листья Безопасно ли прыгать в сухие листья

Прыжки в кучи сухих листьев могут представлять опасность для здоровья

ТехИнсайдер
Иллюзия объективности Иллюзия объективности

Почему опасно бездумно полагаться на нейросети в образовании?

Монокль
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Дизайн человека Дизайн человека

Что такое Нuman design — красивая теория или опасный самообман?

Лиза
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Все управляют всеми Все управляют всеми

Бизнес переживает смену управленческой парадигмы

Ведомости
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
В оттенках природы В оттенках природы

Эта кухня в московской квартире — часть открытого пространства кухни-гостиной

Идеи Вашего Дома
Догоняющие доходы Догоняющие доходы

Рост доходов субъектов обеспечила в основном положительная динамика НДФЛ

Ведомости
Хороший, плохой, злой Хороший, плохой, злой

Как относиться к демонизации косметических ингредиентов

VOICE
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Под сенью муз Под сенью муз

В каких усадьбах получаются самые красивые снимки на фоне золотой листвы?

Лиза
Начало Руси Начало Руси

Подъезжая к Пскову, можно увидеть стелу в виде огромного парашюта

Отдых в России
Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября Первый звонок, линейка, букеты цветов: почему учебный год начинается именно 1 сентября

Почему именно 1 сентября отмечается День знаний в России и странах бывшего СССР

ТехИнсайдер
Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала Место пермской силы, или Пять веков деревянного Урала

Культурные традиции Пермского края известны далеко за пределами его границ

Знание – сила
Гастрономия Гастрономия

Лучшие рестораны — новые и возрождённые

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Согревающий оранжевый Согревающий оранжевый

Колористическое решение интерьера задал характер заказчика

Идеи Вашего Дома
5 фактов, которые вы могли не знать о гладиаторах 5 фактов, которые вы могли не знать о гладиаторах

Не всегда рабы и не всегда мужчины: чего вы не знали о гладиаторах

ТехИнсайдер
Рим триумвиров Рим триумвиров

Враги Цезаря, Помпея и Красса простецки звали эту троицу «трехглавым чудовищем»

Знание – сила
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Стоматит Стоматит

Стоматит далеко не так прост, как кажется

Здоровье
Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк Чем известен убитый союзник Дональда Трампа Чарли Кирк

Мученик-трампист Чарли Кирк был консерватором, популярным среди молодежи

Ведомости
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Открыть в приложении