Сколько денег было у графа Монте-Кристо

ДеньгиБизнес

«А на что мне миллион?»

Сколько денег было у графа Монте-Кристо

Текст Алексей Алексеев

Kinopoisk.ru

Роман «Граф Монте-Кристо», написанный Александром Дюма в соавторстве с Огюстом Маке в середине XIX века, популярен до сих пор. Это книга о верности и предательстве, о мести, о крутых поворотах судьбы, о деньгах, больших деньгах и очень больших деньгах. И о том, что справедливость может восторжествовать, правда, стоит она очень-очень дорого. В романе многократно упоминаются деньги, цены, размеры состояний. Попробуем разобраться, чему они соответствуют с позиций нашего времени.

Сколько нужно на жизнь старику в Марселе

События романа разворачиваются в 1815–1829 годах и в 1838 году, преимущественно во Франции (а также на территории еще не объединившейся Италии, в Греции и в Османской империи).

Уже в первой главе романа мы сталкиваемся с денежными расчетами. Пьер Моррель, владелец судна «Фараон», вернувшегося из плавания 27 февраля 1815 года, на продаже доставленного в Марсель груза мог заработать никак не меньше 25 000 франков. Эту сумму называет Моррелю молодой моряк «Фараона» Эдмон Дантес.

Из порта Дантес поспешил домой, к старику-отцу. Отправляясь в плавание, он оставил ему на жизнь 200 франков. Но, оказывается, отец отдал долг соседу — 140 франков.

«И жили целых три месяца на шестьдесят франков?» — ужасается сын. «Много ли мне надо»,— отвечал старик.

Эдмон высыпал на стол «дюжину золотых, пять или шесть пятифранковых монет и мелочь». Какая это сумма?

В 1803 году во Франции началась чеканка новой золотой монеты — наполеондора. Вес монеты составлял 6,4516 грамма, содержание чистого золота — 5,8 грамма. Достоинство монеты — 20 франков. 1 франк равнялся 10 десимам, 1 десим — 10 сантимам. Дюжина наполеондоров плюс пять-шесть франков это 265–270 франков. Плюс мелочь.

В книге Томаса Тука «История цен и денежного обращения с 1793 по 1837 год» приводятся примеры цен во Франции в 1811 году. За 6 фунтов стерлингов (150 франков по обменному курсу того времени) можно было купить свинью весом около 100 кг. За 14 шиллингов 4 и 3/4 пенса (18 франков) — козу. Две курицы стоили 1 шиллинг 5 и 1/4 пенса (1 франк 80 сантимов).

В изданном в Великобритании в 1819 году путеводителе по Франции, написанном Джованни Галиньяни, приводятся следующие цены на продукты в Марселе. Фунт (453,6 грамма) говядины стоил 6 пенсов (61 сантим), баранины — 7 пенсов (71,5 сантима), ягнятины — 8 пенсов (82 сантима), свинины — 9 пенсов (92 сантима), телятины — 1 шиллинг (1 франк 22,5 сантима). Сельди и окуни — по 1 шиллингу за фунт. Тунец — 4 шиллинга (4,9 франка) за фунт. Небольшой кочан цветной капусты — 8 пенсов, пучок шпината — 11 пенсов. Самый лучший виноград — 6 пенсов за фунт. На похожем ценовом уровне — инжир, сливы. Апельсины и гранаты, привезенные из Испании,— 3,5 пенса (36 сантимов) за 2 штуки. Ординарное вино местного производства урожая позапрошлого года — 3 пенса (30 сантимов) за бутылку, более качественное пятилетнее — вдвое дороже. Лучшие вина из других регионов — от 2 шиллингов (2,45 франка) до 6 шиллингов. Цена бутылки итальянского или испанского вина могла доходить до полугинеи (12,86 франка). Пиво стоило 6 пенсов за бутылку, сидр примерно столько же. Галиньяни также приводит средние для всей Франции цены на другие продукты. Масло (летом) — от 9 пенсов до 1 шиллинга 3 пенса за фунт. Молоко — крынка в 2 кварты (2,28 литра) — 3–4 пенса. Яйца — 5 пенсов за дюжину. Четвертинка хлеба (то есть 1 фунт) — от 6 пенсов.

Стоит отметить, что покупательная способность франка в 1811 году, когда начинается действие книги «Граф Монте-Кристо», была на 11% выше, чем в 1819 году.

На полученные деньги отец Дантеса мог бы прожить примерно полгода, тратя в день 1,5 франка. Этого хватило бы на фунт говядины, буханку хлеба, крынку козьего молока (в Марселе коровье было редкостью) или бутылку вина.

Валютообменный курс аббата Фариа

«Марсельская полиция будет уведомлена и оцепит берег, между тем как комендант замка Иф начнет обшаривать море. Что тогда? Окруженный на воде, затравленный на суше, куда я денусь? Я голоден, озяб, я даже бросил спасительный нож, потому что он мешал мне плыть; я во власти первого встречного, который захочет заработать двадцать франков, выдав меня». Xavier DESMIER / Gamma-Rapho / Getty Images

В результате фальшивого доноса Эдмон Дантес оказался в заключении в страшном тюремном замке Иф. Другой узник, аббат Фариа, которого все считают сумасшедшим, раскрывает ему тайну клада, зарытого на острове Монте-Кристо. До того как попасть в замок Иф, аббат был секретарем и доверенным другом кардинала Чезаре Спада, чей предок в 1498 году спрятал сокровища на острове Монте-Кристо.

«Между Фариа и Дантесом произошел следующий разговор:

— Однако,— возразил Дантес нерешительно,— нет ли у этого клада более законного владельца, чем мы?

— Нет, нет, будьте спокойны, вся семья вымерла; притом последний граф Спада назначил меня своим наследником; завещав мне этот знаменательный молитвенник, он тем самым завещал мне все, что в нем содержалось. Если это богатство достанется нам, мы можем пользоваться им со спокойной совестью.

— И вы говорите, что этот клад оценивается в…

— Два миллиона римских скудо, около тринадцати миллионов на наши деньги.

— Не может быть! — вскричал Дантес, устрашенный огромностью суммы».

Въедливые знатоки-нумизматы, читавшие книгу в русском переводе, уже давно обратили внимание на одну странность. Завещание Спада датируется 1498 годом, тогда как первые золотые монеты, названные «папский скудо», начали выпускать в Папской области в 1531 году. Чья это ошибка — переводчика или Дюма с Маке?

В оригинале слова аббата Фариа звучат так: «Deux millions d’ecus romains, treize millions a peu pres de notre monnaie». Никаких скудо аббат не упоминает, а говорит о «римских экю». Золотые скудо, чеканившиеся в Папской области (государство в центральной Италии, главой которого был папа римский), внешне сильно напоминали французские экю. На аверсе (лицевой стороне монеты) — щит треугольной формы с гербом, на реверсе (обратной стороне) — цветочный крест. Щит по-французски — ecu, на латыни — scutum. В Испании и Португалии похожие монеты назывались эскудо.

Первые золотые скудо, чеканившиеся при папе римском Клименте VII, весили 3,34 грамма. Французский экю Людовика XII весил чуть тяжелее — 3,496 грамма.

До появления скудо в Папской области при разных папах чеканилось несколько видов монет — флорины (их вес мог составлять от 4,4 грамма до 6 грамм), флорины di camera (100 таких флоринов приравнивались к 69 обычным, «старым» папским флоринам, золотой флорин di camera весил около 3,4 грамма), дукаты (весом около 3,5 грамма). Монеты, выпущенные на разных монетных дворах в одно и то же время, могли отличаться друг от друга.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Ананас Ананас

Польза ананаса, ананасовая диета и рецепты с этим фруктом

Здоровье
Где лечиться? Где лечиться?

В какую поликлинику идти – государственную или частную

Домашний Очаг
Вечный фашизм Вечный фашизм

Предлагаем вниманию читателей знаменитое эссе писателя и философа Умберто Эко

Дилетант
«Конечно, надежда есть» «Конечно, надежда есть»

Юрий Борисов о работе над образом Пушкина

Правила жизни
Методом пропп Методом пропп

Хтоническая подоплека классических русских сказок

Правила жизни
Думать – правильно Думать – правильно

Психотерапевт, гуру ТВ и один из топов Сбера о себе и правилах, по которым живет

Psychologies
Инвестиции не задались Инвестиции не задались

Самые выгодные вложения 2024 года

Деньги
Сверхзнание боли Сверхзнание боли

Как Даниил Андреев увидел невидимые миры и что он в них нашел

Weekend
Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера Американский ситком, Gucci и Бурунов: эволюция батиного свитера

Как уродливый свитер перевесили из отцовского гардероба в раздел постмодерна

Правила жизни
Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку Осторожно, мокрый пол: как Puma и Марк Кукурелья попытались обратить провал в шутку

Провал Пумы: вышедший в новой обуви на поле Кукурелья дважды поскользнулся

Forbes
Всё только начинается Всё только начинается

Здесь всё подчинено задаче создать уютный, приятный, дружественный интерьер

Идеи Вашего Дома
Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты» Елена Николаева: «Я была влюблена в Смехова. Его Атос казался мне мужчиной мечты»

Я в отношениях уже девять лет, поэтому не могу сказать, что влюблена. Я люблю

Караван историй
Власть тайной азбуки Власть тайной азбуки

История развития криптографии

Знание – сила
Юлия Барановская: «Не будет боли и обид, если не врать себе» Юлия Барановская: «Не будет боли и обид, если не врать себе»

Обсудили с телеведущей семейные традиции, путешествия и материнский стресс

VOICE
Об очередях и амбулаторных картах. Отрывок из книги «Пациентология» Об очередях и амбулаторных картах. Отрывок из книги «Пациентология»

Как устроена очередь в российской больнице

СНОБ
3,5 тонны роскоши 3,5 тонны роскоши

Китайский внедорожник TANK 700 очень большой, очень тихий и очень мощный

ТехИнсайдер
Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов Кочек нет – но рессоры нужны. Тележки локомотивов и вагонов

Подробно о рессорах, колесных парах и тележках электровозов

Наука и техника
Жито Жито

Удивительно, как можно попасть в жернова истории и построить целый хутор

Seasons of life
Хмелита и Грибоедовы Хмелита и Грибоедовы

Атмосфера усадьбы формировала личность гениального поэта А. С. Грибоедова

Знание – сила
Егор Крид: «Этот год оказался ключевым для меня» Егор Крид: «Этот год оказался ключевым для меня»

Обсудили с певцом 30-летний рубеж, фиты и стадионные концерты

VOICE
Искусство компромисса Искусство компромисса

Карл V: монарх, который искал компромиссов, а в итоге разочаровался во всём

Дилетант
Снял с языка Снял с языка

Матвей Лыков — о кино и жизни

Men Today
Не каждая тарелка — летающая Не каждая тарелка — летающая

Феномен НЛО: правда или вымысел?

Зеркало Мира
В определенных обстоятельствах В определенных обстоятельствах

Светлана Иванова с дочерьми Полиной и Мирой впервые снималась для глянца!

OK!
Вот так спорт, или назло рекордам Вот так спорт, или назло рекордам

Спортивные соревнования, которые и спортом-то не назовешь

Зеркало Мира
Озеро надежды Озеро надежды

Как все эти годы фонд пытается сохранить Байкал от влияния человека

Grazia
Мультиколорные зумеры Мультиколорные зумеры

На рынок приходят новые потребители, и производителям предстоит с ними работать

Монокль
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Как в сказке Как в сказке

Блюда к праздничному столу персонажей Линдгрен, Диккенса, Шмелева и Туве Янссон

Seasons of life
Открыть в приложении