Сколько денег было у графа Монте-Кристо

ДеньгиБизнес

«А на что мне миллион?»

Сколько денег было у графа Монте-Кристо

Текст Алексей Алексеев

Kinopoisk.ru

Роман «Граф Монте-Кристо», написанный Александром Дюма в соавторстве с Огюстом Маке в середине XIX века, популярен до сих пор. Это книга о верности и предательстве, о мести, о крутых поворотах судьбы, о деньгах, больших деньгах и очень больших деньгах. И о том, что справедливость может восторжествовать, правда, стоит она очень-очень дорого. В романе многократно упоминаются деньги, цены, размеры состояний. Попробуем разобраться, чему они соответствуют с позиций нашего времени.

Сколько нужно на жизнь старику в Марселе

События романа разворачиваются в 1815–1829 годах и в 1838 году, преимущественно во Франции (а также на территории еще не объединившейся Италии, в Греции и в Османской империи).

Уже в первой главе романа мы сталкиваемся с денежными расчетами. Пьер Моррель, владелец судна «Фараон», вернувшегося из плавания 27 февраля 1815 года, на продаже доставленного в Марсель груза мог заработать никак не меньше 25 000 франков. Эту сумму называет Моррелю молодой моряк «Фараона» Эдмон Дантес.

Из порта Дантес поспешил домой, к старику-отцу. Отправляясь в плавание, он оставил ему на жизнь 200 франков. Но, оказывается, отец отдал долг соседу — 140 франков.

«И жили целых три месяца на шестьдесят франков?» — ужасается сын. «Много ли мне надо»,— отвечал старик.

Эдмон высыпал на стол «дюжину золотых, пять или шесть пятифранковых монет и мелочь». Какая это сумма?

В 1803 году во Франции началась чеканка новой золотой монеты — наполеондора. Вес монеты составлял 6,4516 грамма, содержание чистого золота — 5,8 грамма. Достоинство монеты — 20 франков. 1 франк равнялся 10 десимам, 1 десим — 10 сантимам. Дюжина наполеондоров плюс пять-шесть франков это 265–270 франков. Плюс мелочь.

В книге Томаса Тука «История цен и денежного обращения с 1793 по 1837 год» приводятся примеры цен во Франции в 1811 году. За 6 фунтов стерлингов (150 франков по обменному курсу того времени) можно было купить свинью весом около 100 кг. За 14 шиллингов 4 и 3/4 пенса (18 франков) — козу. Две курицы стоили 1 шиллинг 5 и 1/4 пенса (1 франк 80 сантимов).

В изданном в Великобритании в 1819 году путеводителе по Франции, написанном Джованни Галиньяни, приводятся следующие цены на продукты в Марселе. Фунт (453,6 грамма) говядины стоил 6 пенсов (61 сантим), баранины — 7 пенсов (71,5 сантима), ягнятины — 8 пенсов (82 сантима), свинины — 9 пенсов (92 сантима), телятины — 1 шиллинг (1 франк 22,5 сантима). Сельди и окуни — по 1 шиллингу за фунт. Тунец — 4 шиллинга (4,9 франка) за фунт. Небольшой кочан цветной капусты — 8 пенсов, пучок шпината — 11 пенсов. Самый лучший виноград — 6 пенсов за фунт. На похожем ценовом уровне — инжир, сливы. Апельсины и гранаты, привезенные из Испании,— 3,5 пенса (36 сантимов) за 2 штуки. Ординарное вино местного производства урожая позапрошлого года — 3 пенса (30 сантимов) за бутылку, более качественное пятилетнее — вдвое дороже. Лучшие вина из других регионов — от 2 шиллингов (2,45 франка) до 6 шиллингов. Цена бутылки итальянского или испанского вина могла доходить до полугинеи (12,86 франка). Пиво стоило 6 пенсов за бутылку, сидр примерно столько же. Галиньяни также приводит средние для всей Франции цены на другие продукты. Масло (летом) — от 9 пенсов до 1 шиллинга 3 пенса за фунт. Молоко — крынка в 2 кварты (2,28 литра) — 3–4 пенса. Яйца — 5 пенсов за дюжину. Четвертинка хлеба (то есть 1 фунт) — от 6 пенсов.

Стоит отметить, что покупательная способность франка в 1811 году, когда начинается действие книги «Граф Монте-Кристо», была на 11% выше, чем в 1819 году.

На полученные деньги отец Дантеса мог бы прожить примерно полгода, тратя в день 1,5 франка. Этого хватило бы на фунт говядины, буханку хлеба, крынку козьего молока (в Марселе коровье было редкостью) или бутылку вина.

Валютообменный курс аббата Фариа

«Марсельская полиция будет уведомлена и оцепит берег, между тем как комендант замка Иф начнет обшаривать море. Что тогда? Окруженный на воде, затравленный на суше, куда я денусь? Я голоден, озяб, я даже бросил спасительный нож, потому что он мешал мне плыть; я во власти первого встречного, который захочет заработать двадцать франков, выдав меня». Xavier DESMIER / Gamma-Rapho / Getty Images

В результате фальшивого доноса Эдмон Дантес оказался в заключении в страшном тюремном замке Иф. Другой узник, аббат Фариа, которого все считают сумасшедшим, раскрывает ему тайну клада, зарытого на острове Монте-Кристо. До того как попасть в замок Иф, аббат был секретарем и доверенным другом кардинала Чезаре Спада, чей предок в 1498 году спрятал сокровища на острове Монте-Кристо.

«Между Фариа и Дантесом произошел следующий разговор:

— Однако,— возразил Дантес нерешительно,— нет ли у этого клада более законного владельца, чем мы?

— Нет, нет, будьте спокойны, вся семья вымерла; притом последний граф Спада назначил меня своим наследником; завещав мне этот знаменательный молитвенник, он тем самым завещал мне все, что в нем содержалось. Если это богатство достанется нам, мы можем пользоваться им со спокойной совестью.

— И вы говорите, что этот клад оценивается в…

— Два миллиона римских скудо, около тринадцати миллионов на наши деньги.

— Не может быть! — вскричал Дантес, устрашенный огромностью суммы».

Въедливые знатоки-нумизматы, читавшие книгу в русском переводе, уже давно обратили внимание на одну странность. Завещание Спада датируется 1498 годом, тогда как первые золотые монеты, названные «папский скудо», начали выпускать в Папской области в 1531 году. Чья это ошибка — переводчика или Дюма с Маке?

В оригинале слова аббата Фариа звучат так: «Deux millions d’ecus romains, treize millions a peu pres de notre monnaie». Никаких скудо аббат не упоминает, а говорит о «римских экю». Золотые скудо, чеканившиеся в Папской области (государство в центральной Италии, главой которого был папа римский), внешне сильно напоминали французские экю. На аверсе (лицевой стороне монеты) — щит треугольной формы с гербом, на реверсе (обратной стороне) — цветочный крест. Щит по-французски — ecu, на латыни — scutum. В Испании и Португалии похожие монеты назывались эскудо.

Первые золотые скудо, чеканившиеся при папе римском Клименте VII, весили 3,34 грамма. Французский экю Людовика XII весил чуть тяжелее — 3,496 грамма.

До появления скудо в Папской области при разных папах чеканилось несколько видов монет — флорины (их вес мог составлять от 4,4 грамма до 6 грамм), флорины di camera (100 таких флоринов приравнивались к 69 обычным, «старым» папским флоринам, золотой флорин di camera весил около 3,4 грамма), дукаты (весом около 3,5 грамма). Монеты, выпущенные на разных монетных дворах в одно и то же время, могли отличаться друг от друга.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Банковская идея Банковская идея

Как банки в рекламе ищут новые смыслы и старые ценности

Деньги
Жито Жито

Удивительно, как можно попасть в жернова истории и построить целый хутор

Seasons of life
100 самых сексуальных женщин страны 100 самых сексуальных женщин страны

100 самых сексуальных женщин страны

Maxim
От ситцевой до бриллиантовой: как называются разные годовщины свадеб и откуда взялись такие названия От ситцевой до бриллиантовой: как называются разные годовщины свадеб и откуда взялись такие названия

Годовщины свадьбы: с чем связаны их названия и какие не принято отмечать?

ТехИнсайдер
Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят) Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Какие позы любят девушки? 9 самых-самых (бонус: позиции, которые их бесят)

Playboy
Толькo для взрослых Толькo для взрослых

5 новогодних секс-сценариев, которые добавят перчинку в праздничную ночь

Лиза
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
Остановка Стамбул Остановка Стамбул

Заезженную фразу «Москва – не вся Россия», можно перенести и на Стамбул

Знание – сила
Чемоданы бывают разные... Чемоданы бывают разные...

Допустим, вы собираетесь лететь в Иркутск. Ясное дело, вам надо собрать чемодан

Знание – сила
«Дом-комод» – новое начало «Дом-комод» – новое начало

К 165-летию со дня рождения А. П. Чехова

Знание – сила
Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР

Какие симптомы наблюдаются в ситуации травмы и как жить с человеком с ПТСР?

Psychologies
Слова и блюда Слова и блюда

Откуда берутся названия того, что мы едим

Наука
Мир после мира Мир после мира

Какой мир принесло завершение англо-бурской войны на юг Африки?

Знание – сила
Волшебный мотив Волшебный мотив

Шампанское и креветки, классический новогодний дуэт, камертон праздничного стола

Добрые советы
Искусство компромисса Искусство компромисса

Карл V: монарх, который искал компромиссов, а в итоге разочаровался во всём

Дилетант
Лыжи, вкатка, два ствола Лыжи, вкатка, два ствола

Правила хорошего биатлона

Men Today
Уходящий уходит — и выигрывает Уходящий уходит — и выигрывает

Как прощаются в русском театре

Weekend
Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их» Евгений Люлин: «Конкуренция между ветвями власти уравновешивает их»

Какой путь прошел парламент Нижегородской области за 30 лет

ФедералПресс
Волка боги кормят Волка боги кормят

Один из самых древних сюжетов – сказки об оборотнях

Правила жизни
Зачем чипу родина Зачем чипу родина

Возврат к собственным разработкам возможен только через кризис

Монокль
Призрак технооптимизма Призрак технооптимизма

Годовая статистика роста технологичных отраслей в РФ снова будет рекордной

Монокль
Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса» Ускорение свободного: чем занялся миллиардер Аркадий Волож после раздела «Яндекса»

Общий объем услуг на базе графических ускорителей в стране возрастет на 58%

Forbes
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Укротители змей Укротители змей

Как встретить хозяйку нового года по всем правилам, чтобы год принес счастье

Добрые советы
Механизм КРТ спасает уральский рынок недвижимости: «Не разрушить, а перезапустить» Механизм КРТ спасает уральский рынок недвижимости: «Не разрушить, а перезапустить»

Как КРТ смогло примирить интересы бизнеса и горожан на Урале

ФедералПресс
Как в сказке Как в сказке

Блюда к праздничному столу персонажей Линдгрен, Диккенса, Шмелева и Туве Янссон

Seasons of life
Человечность как стратегия бизнеса Человечность как стратегия бизнеса

Что нужно компаниям, чтобы не испытывать нехватки кадров

Монокль
Они повсюду: 7 источников радиации, которые окружают нас в быту Они повсюду: 7 источников радиации, которые окружают нас в быту

Какие из домашних вещей могут быть настоящими источниками радиации?

ТехИнсайдер
Под знаком русской свастики Под знаком русской свастики

Иван Ильин печалился о том, что многое мешает развитию русского фашизма

Дилетант
Я — сноб: винодел Михаил Николаев Я — сноб: винодел Михаил Николаев

Винодел Михаил Николаев — о любви к чаю и дегустациям сыра

СНОБ
Открыть в приложении