Эффект наблюдателя
С Владимиром Яглычем мы общались на прошедшем фестивале короткого метра «Короче» в перерыве между кинопоказами. Про ценность времени, о свободе нового поколения и нелюбви актеров к соцсетям — в интервью ОK!
На открытии фестиваля «Короче» был показан коротыш «Возвращение Зои», отмеченный в Каннах, где у тебя одна из главных ролей. И она без слов. Остались задачи, которые ты можешь не решить?
Ну наверняка есть. Их масса, мне кажется. Задача актера в том и заключается, что у тебя появляется момент счастья, когда тебе дают материал, где ты понимаешь, что это вызов. Это некая конкуренция с самим собой, возможность приобрести новые навыки профессиональные, которые потребуются для роли, либо наоборот, что-то психологически разобрать. Я не знаю наверняка, есть ли задачи, которые я не смогу решить... Это не на час разговор. (Улыбается.) Я много еще чего не умею, но моя профессия и направлена на то, чтобы обучаться, заимствовать, подсматривать, наблюдать и потом использовать.
Ты впервые молчал в кадре? Двадцать минут — не два часа, но всё же.
Вообще там изначально были слова. Но у нас был короткий подготовительный период — нам прислали материал, и через две недели мы уже полетели снимать. Мало было времени, чтобы получше узнать друг друга с режиссером. Наташа Гнеушева (наш продюсер) собрала людей, которые были заряжены на работу, готовых окунуться во чтото новое, в какую-то некомфортную для себя среду. Для некоторых это было совсем диковинкой, надо признать. Я так-то к траншеям привык (смеется), и в съемках меня мало чем можно удивить. Но в моменте плотной подготовки всё произошло настолько быстро, что я не успел придумать речь для своего героя, быстро понял, что все мои реплики кажутся какими-то сухими... Я подошел к Адильхану (режиссер Адильхан Ержанов. — Прим. ОK!) и сказал, что нужно пробовать сделать роль совсем без слов. И он согласился. Это подарок на самом деле, когда режиссер такой flexible (гибкий) и готов услышать, быстро подстроиться.
Ты сказал, что стараешься конкурировать с самим собой. Вообще это естественно, это нормально, но тем не менее есть ли какая-то фигура, до которой бы тебе хотелось дорасти?
Не знаю. Для меня это всё такие вопросы из серии «Давайте узнаем, в чем ваш секрет». А мы сами не знаем наш секрет. Не сотвори себе кумира, помнишь? Поэтому извини, ответа на твой вопрос не будет. Если раньше я еще смотрел по сторонам, то теперь не смотрю. Может, это как момент взросления, где ты концентрируешься на других вещах, которые дороги тебе лично, не идешь тем путем, которым идут другие.
Ты заметил, что сейчас все переходят на короткий метр — серии стали короче обычного, до 25 минут. Мне кажется, в это время еще можно уложить какое-то повествование, а когда 10–15 минут, я не всегда понимаю, что хотел сказать автор. Такое ощущение, что он скомкал историю.
Ты уверена, что проблема в этом? Я помню суперкороткий метр «Рука». Он был цветной, красивый, сумасшедший и... молниеносный. Это режиссерская работа. Есть режиссерская работа, а есть анекдоты. Мы сегодня с тобой пару раз видели анекдоты — такие коротенькие смешные истории. А потом они удивляются, почему зрители лезут в телефоны: когда нет режиссерской работы, людям просто неинтересно. По поводу того, что всё идет к короткому метру... Ну да, всё убыстряется. Например, соцсети, где мы постоянно перелистываем ленту. Неважно, кино это или какое-то там шоу, мы за 15 секунд понимаем, интересно ли это. Буду я смотреть это дальше? Это по-настоящему или это фейк (слово-то какое)? Не хочется превращаться в бабулю и говорить, что «вот в наше время мы могли себе позволить почитать книгу, а сейчас кто-то слушает книгу за рулем».