Главное правило владельца SoftBank Масаеси Сона — терпение

ForbesБизнес

Охотник за пузырями: сможет ли легендарный инвестор Масаеси Сон найти «новую Alibaba» в эпоху пандемии

Главное правило владельца SoftBank Масаеси Сона — терпение. Именно оно помогло ему превратить $20 млн, когда-то вложенные в Alibaba, в $120 млрд сегодня. Во время краха доткомов 20 лет назад инвестор потерял 99% своего состояния, но сумел вернуть свои миллиарды. Новый кризис принес новые испытания — 15 портфельных стартапов Сона могут обанкротиться. В чем заключается его план спасения бизнеса от краха и где он собрался искать «новую Alibaba»?

Алекс Конрад

Масаеси Сон. Фото Kiyoshi Ota/Bloomberg via Getty Images

Захлопнув двери черных внедорожников, основатель SoftBank Масаеси Сон и его окружение проходят в отдельный зал лучшего в Америке ресторана морской кухни Le Bernardin. Японский миллиардер выделяется своим серебристо-серым пуховиком Uniqlo, который он носит поверх костюма.

Этим днем в начале марта легендарный инвестор, известный просто как «Маса», собрал двадцать самых влиятельных управляющих активами в деловом районе Манхэттена. Он передает официанту цветастую тряпичную сумку, которую использует вместо портфеля, и занимает пустующее место точно в центре одной из сторон большого треугольного стола. Накануне он выступал перед огромной аудиторией инвесторов, но сегодняшнее утро он называет «эксклюзивным саммитом», на котором присутствуют только люди с триллионными активами — например, глава фонда BlackRock Ларри Финк, который сидит прямо рядом с ним.

«Вопреки распространенному мнению, будто SoftBank переживает тяжелые времена, мы продолжаем развиваться, — говорит им Сон. — Забудьте прошлое».

Проще сказать, чем сделать. Основанный SoftBank фонд Vision Fund объемом $100 млрд, безусловно, оказался под самым пристальным вниманием и не без причин. За последние три года Маса совершил ошеломительное количество огромных и смелых вложений (88, если быть точным) с огромной и смелой оценкой портфельных компаний. Не все пошло так, как планировалось. Сначала был сервис такси Uber, в который Vision Fund инвестировал поздно и потерял сотни миллионов. Затем — оператор коворкингов WeWork. SoftBank влил в него больше $10 млрд с 2017 года, но стартап потерпел крах и отказался от раскритикованного плана IPO после скандального ухода эгоцентричного и корыстного основателя Адама Нойманна. «Тяжелые времена», — признает Маса перед слушателями. Днем ранее он в частном порядке предоставил Forbes более подробное объяснение: «Мы слишком высоко оценили WeWork, и мы действительно слишком сильно верили в этого предпринимателя. Но я думаю, что даже в случае с WeWork мы сможем пригласить новых руководителей, разработать новую стратегию и исправить положение».

Чтобы убедить инвесторов в своей способности совершить переворот, Маса сам вспоминает прошлое. А точнее, чек на $20 млн, который он выписал китайскому онлайн-магазину Alibaba в обмен на долю, которая сейчас стоит больше $120 млрд. Эта сделка определила его карьеру и стала главным трофеем SoftBank. «На протяжении первых десяти лет Alibaba практически не приносила доход, — рассказывает Сон. — Но как только дела пошли в гору, выручка стала стремительно расти».

В подкрепление своих слов он дает слово представителям девяти своих портфельных компаний, каждый из которых проводит перед инвесторами 20-минутную презентацию. «У этих компаний есть фора перед остальными, — говорит Сон. — Это лишь начало. Я хочу, чтобы вы увидели и почувствовали, что произойдет дальше». Некоторые из представленных примеров действительно выдающиеся — например, компания ByteDance, владеющая видеосервисом TikTok, и лидер корейского рынка онлайн-торговли Coupang.

Но истинная проблема заключается в том, что на дворе начало марта, и Coupang подключается к встрече удаленно из-за эпидемии коронавируса в Азии. Все, кто сегодня собрались за столом, в том числе и Маса, слишком наивны и не готовы к грядущей пандемии. Предсказания Масы в отношении WeWork уже выглядят абсурдными: с учетом обвала облигаций WeWork стоимость доли SoftBank стремится к нулю или, по крайней мере, окажется значительно ниже первоначальной. Vision Fund в целом, со всеми его инвестициями на поздних стадиях и с завышенной оценкой в секторы совместного потребления, транспорта, туризма и недвижимости также находится в сложном положении. Всего через пару недель после той встречи акции SoftBank будут торговаться с дисконтом 73% по отношению к стоимости его активов. 

Ситуация изменилась настолько стремительно, что акции SoftBank на самом деле могли бы даже подскочить, если бы Vision Fund был ликвидирован. Инвесторы воодушевились, когда недавно Сон после долгих уговоров все же согласился продать ряд активов SoftBank (включая и часть доли в Alibaba) на $41 млрд, чтобы профинансировать выкуп акций SoftBank и выплату долга.

Да, это оказало поддержку цене акций. Но компания также объявила, главным образом, в репутационных целях, что она будет более осторожна с инвестициями из второго Vision Fund. «Мы понимаем, что нам нужно делать в таких обстоятельствах, — говорит финансовый директор SoftBank Йошимитсу Гото, который много лет является доверенным лицом Сона и общается со СМИ даже реже, чем его избегающий прессы босс. — Я уверен, что Маса тоже понимает рынок».

Vision Fund был одним из самых экстремальных инвестфондов в истории. Он также стал примером стремительной смены образа в глазах рынка. Ажиотаж вокруг сделки с WeWork стер из общественного сознания тот факт, что SoftBank владеет немалым количеством «голубых фишек», что снижает риски, и не только репутационные. Около 70% денег Vision Fund приходится на таких инвесторов, как госфонды Саудовской Аравии и Абу-Даби, и как тяжеловесы Кремниевой долины Apple и Qualcomm. 

Помимо прочего, холдинг SoftBank все еще владеет британским производителем процессоров Arm и оператором беспроводной связи Sprint, который в апреле должен слиться с T-Mobile, а также крупными долями в Alibaba и японском телеком-операторе SoftBank Corp., который вышел на биржу в 2018 году.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Военные преступления Военные преступления

Первая часть ответов на вопросы о военных преступлениях Второй мировой войны

Дилетант
Как получить разрешение на хранение и ношение оружия: полное руководство Как получить разрешение на хранение и ношение оружия: полное руководство

Как получить разрешение на оружие и использовать его (строго по назначению)?

Playboy
Секстинг вместо секса Секстинг вместо секса

Не секстинг виноват в том, что исследователи называют кризисом секса

Playboy
Жизнь с тяжелой ношей. Звезды, которые потеряли детей Жизнь с тяжелой ношей. Звезды, которые потеряли детей

Эти звезды потеряли самое дорогое — своих детей

Cosmopolitan
Что влияет на стоимость фермерских продуктов Что влияет на стоимость фермерских продуктов

Из чего же выстраивается стоимость фермерских продуктов и может ли она быть ниже

СНОБ
По горячим следам По горячим следам

Почему остаются следы от акне или появляется пигментация

Лиза
Свой-чужой: кто живет в нашем организме, и зачем они нам нужны Свой-чужой: кто живет в нашем организме, и зачем они нам нужны

Бактерии — наши друзья, во всяком случае, большинство из них

Популярная механика
Экологика Экологика

Знакомьтесь: самые ответственные российские марки

Vogue
Три крутые функции дейтинг-приложений, которыми пора начать пользоваться Три крутые функции дейтинг-приложений, которыми пора начать пользоваться

Новый уровень онлайн-знакомств!

Playboy
Как вирусы взламывают наши клетки Как вирусы взламывают наши клетки

Настоящий вирус, как и компьютерный, — не более чем программный код

Популярная механика
Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других Доверять ли теледокторам? Изучаем биографии Малышевой, Комаровского и других

Мы решили выяснить, кто нас лечит с экрана

Cosmopolitan
Настало время придумывать наряды для симов Настало время придумывать наряды для симов

Гардеробу персонажей Sims 4 можно только позавидовать.

GQ
Почему стареет ядерное топливо: современный подход Почему стареет ядерное топливо: современный подход

Ученые МФТИ предложили новый метод создания точных моделей топлив

Популярная механика
Экспресс-проверки водителей на алкоголь. Как это работает Экспресс-проверки водителей на алкоголь. Как это работает

Новую схему экспресс-тестов для водителей на алкоголь и наркотики раскритиковали

РБК
Добро пожаловать в онлайн: должен ли художник быть популярным в интернете Добро пожаловать в онлайн: должен ли художник быть популярным в интернете

Нужна ли такая популярность художнику и чем соцсети могут помочь арт-карьере

РБК
Андрей Ланьков: Жизнь северокорейских беженцев и их семей Андрей Ланьков: Жизнь северокорейских беженцев и их семей

Глава из книги Андрея Ланькова: «Все снова под контролем?»

СНОБ
Звезда «Мальчишника в Вегасе» Эд Хелмс — о великом сериале «Сайнфелд», который помогает ему справиться со стрессом на карантине Звезда «Мальчишника в Вегасе» Эд Хелмс — о великом сериале «Сайнфелд», который помогает ему справиться со стрессом на карантине

«Сайнфелду» — ситком конца 1980-х, из концепции которого выросли «Друзья»

Esquire
Безразличные матери. Как проработать детские травмы в зрелом возрасте Безразличные матери. Как проработать детские травмы в зрелом возрасте

Отрывок из книги «Безразличные матери. Исцеление от ран родительской нелюбви»

Forbes
«Отказываясь видеть самое страшное в себе и вокруг, мы генерируем насилие» «Отказываясь видеть самое страшное в себе и вокруг, мы генерируем насилие»

Илья Хржановский о сближениях и расхождениях человека с самим собой

Weekend
Деньги на ветер: 9 покупок, которые вредят семейному бюджету Деньги на ветер: 9 покупок, которые вредят семейному бюджету

Сначала спросите у себя: «А оно мне нужно?»

Cosmopolitan
Невымирающий вид: Lada 4x4 и ее 5 модификаций Невымирающий вид: Lada 4x4 и ее 5 модификаций

ВАЗ-2121 - уникальный внедорожник, не теряющий популярности

Популярная механика
Выживут только бюджетники: где искать работу, если вас уволили в разгар карантина Выживут только бюджетники: где искать работу, если вас уволили в разгар карантина

Пандемия диктует рынку труда свои правила

Forbes
Юрий Колокольников: «Нынешняя ситуация может дать миру огромный толчок» Юрий Колокольников: «Нынешняя ситуация может дать миру огромный толчок»

Что делать заядлому театралу в период карантина?

Grazia
«ОПГ Добрых дел»: как и зачем Евгений Хитьков и команда строят свою альтернативную реальность «ОПГ Добрых дел»: как и зачем Евгений Хитьков и команда строят свою альтернативную реальность

«Пить вино и не сдаваться» — лозунг «ОПГ Добрых дел»

Собака.ru
Подделай сам Подделай сам

Как мокьюментари смеялся над жизнью, а жизнь посмеялась над мокьюментари

Weekend
Разведка и спецоперации Разведка и спецоперации

Вторая часть ответов на вопросы о подготовке спецопераций Второй мировой войны

Дилетант
Идея: Читать живопись Идея: Читать живопись

Инсталляция «Апология иммерсивной пустоты» – искусство не для всех

Maxim
Не надо стесняться Не надо стесняться

Кто они? Активистки движения «акне-позитив». Чего они хотят?

Glamour
Без вариантов Без вариантов

В начале карьеры Хавьер обещал матери не позорить старую актерскую династию

Glamour
Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны Эпохи в цифре: как музеи попали к нам на экраны

На наших глазах формируется новая философия музейного дела

Популярная механика
Открыть в приложении