Высокий старт
До «календарного» срока выборов президента Украины формально остается еще год, однако страна уже живет в режиме предвыборной гонки. Впрочем, по большому счету, она из этого режима и не выходила
Неофициальным стартом избирательной кампании можно считать недавнее заявление Юлии Тимошенко о намерении баллотироваться в президенты. Тимошенко, по мнению социологов, является фаворитом президентской гонки. Однако это вовсе не означает, что именно она станет ее победителем.
Ставки на Юлю
Рейтинг самой заметной дамы украинской политики превосходит рейтинг всех остальных кандидатов на старте кампании, однако в абсолютном выражении не так уж и велик. По различным данным, за главу «Батькивщины» готовы отдать голоса лишь 10–12 процентов избирателей, а отрыв Тимошенко от основных соперников составляет не более 2–3 процентов. С учетом того, что в настоящий момент со своими симпатиями не определились порядка 30 процентов граждан, очевидно, что итог грядущих выборов совсем не предрешен.
В последние полгода президентский рейтинг экс-узницы Харьковской колонии практически прекратил рост, и это стало тревожным для ее штаба симптомом. Тимошенко, находясь в оппозиции, не может рассчитывать на сколь угодно серьезный админресурс (скорее этот самый ресурс на полную катушку будет использован против нее), к тому же у Тимошенко практически нет собственных СМИ. Да, ее поддерживают многие олигархи, откровенно уставшие от деспотии, жадности и коварства Порошенко, например владелец второго по популярности на Украине телеканала «1+1» Игорь Коломойский, сыгравший видную роль в приходе Порошенко к власти, а затем немилосердно «раскулаченный» им же. Однако в украинской политике практически не бывает по-настоящему прочных союзов, поэтому нет и никаких гарантий, что Юлии Владимировне не «перекроют информационный кислород» в самый разгар избирательной кампании.
Еще одним немаловажным фактором является крайне скептическое отношение к Тимошенко как со стороны Брюсселя, так и со стороны Вашингтона. Там сохранили не лучшие воспоминания от общения с Тимошенко в бытность ее премьер-министром Украины (2007–2010): леди Ю показала себя слишком своевольной, непредсказуемой и способной на неожиданные шаги — вроде сближения с Россией ради уменьшения зависимости от Запада. А это, конечно, вовсе не то, чего ждут от нового президента Украины как европейцы, так и американцы.
Однако есть у Тимошенко и сильные стороны. К ним прежде всего стоит отнести ее специфическую, но бесспорную харизму, а также колоссальную работоспособность, которая неизбежно сыграет роль на «марафонской дистанции» почти годовой кампании. Кроме того, каждый день, который Тимошенко остается фаворитом избирательной гонки, работает на нее: все больше представителей украинского истеблишмента стремятся на всякий случай заключить с ней те или иные соглашения, чтобы обезопасить себя от неприятностей на случай ее победы. И эта переориентация украинских элит на Тимошенко является ключевой угрозой для действующего президента Петра Порошенко. И противопоставить этому процессу ему пока нечего.
Сборная юго-востока
Среди украинских политологов принято считать, что, лишившись Крыма и значительной части Донбасса, юго-восток Украины окончательно и бесповоротно проиграл соревнование с центром и западом за политическое доминирование в стране. А потому, утверждают сторонники этой точки зрения, победа каких-либо проектов, ориентированных на бывших избирателей Партии регионов, арифметически невозможна. Однако данные соцопросов показывают, что это, мягко говоря, не совсем так: суммарный рейтинг «юго-восточных» кандидатов составляет, по различным опросам, от 13 до 18 процентов. А это значит, что если эти силы на президентских выборах будет представлять единый кандидат, то его шансы на победу будут весьма весомыми.
Увы, пока ни о каком единстве юго-востока говорить не приходится. Политические наследники Партии регионов сегодня представлены двумя основными проектами: «Оппозиционным блоком» и отколовшейся от него партией «За життя». Уже сам факт наличия в одной электоральной нише двух конкурирующих проектов существенно уменьшает шансы каждого из них на победу. А ведь и внутри этих проектов особого согласия не наблюдается. Так, в «Оппозиционном блоке» существуют, по крайней мере, три влиятельные группы, остро конкурирующие между собой за влияние.
Первая — так называемая группа Бойко — Левочкина (названная так по фамилиям своих лидеров: бывшего министра энергетики в правительстве Азарова Юрия Бойко и экс-главы администрации президента при Викторе Януковиче Сергея Левочкина). Спонсором группы считается олигарх Дмитрий Фирташ, один из богатейших людей Украины, а медиаактивы включают в себя среди прочего самый популярный телеканал страны — «Интер». «Оппозиционный блок» формально возглавляет Бойко, и именно его обычно указывают в соцопросах в качестве кандидата в президенты от этой политической силы. Социологи дают ему от 6 до 10 процентов голосов в первом туре, а это пристойные шансы на выход в финал. Но есть изъян: Юрий Бойко как кандидат в президенты не обладает обаянием и притягательностью а-ля Тимошенко. Скорее партийный аппаратчик, нежели политик, больше председатель, чем предводитель, Бойко явно не тот, кто способен разжечь в сердцах жителей юго-востока почти угасший интерес к украинской политике.