«Возникает конфликт интересов»
Уже на финише года научно-методический совет при Министерстве просвещения РФ принял беспрецедентное решение: сократить более чем на треть федеральный список школьных учебников
Как стало известно «Огоньку», совет при этом проигнорировал мнение руководства Российской академии наук и Российской академии образования, рекомендовавших не принимать поспешных и радикальных решений и отложить сокращение списка. Итог известен: в результате стремительно проведенной ведомственной операции федеральный список «похудел» со 1370 наименований до 863. А рынок учебников оказался монополизирован одним издательством — «Просвещение»: его доля (как сообщила корпорация «Российский учебник») теперь составляет около 70 процентов.
С вопросами о нынешней практике рецензирования учебников «Огонек» обратился к вице-президенту Российской академии наук Алексею Хохлову. Он участвовал в заседании научно-методического совета, принимавшего решение о сокращении федерального списка.
— Первое, на что я обратил внимание,— это то, что издательства подают в министерство на утверждение учебники с уже готовыми отзывами. Это совершенно неправильно. В науке принято так: не автор выбирает себе рецензентов, а редакция научного журнала работает с независимыми экспертами. Если бы какой-нибудь журнал, входящий в международные базы данных, позволил себе принимать статьи вместе с рецензиями, он тут же вылетел бы из базы и считался недобросовестным изданием. Такой же порядок должен быть и с экспертизой учебников. Некоторое время назад экспертизу учебников проводили Российская академия наук (РАН) и Российская академия образования (РАО). Мы отвечали за научную часть экспертизы, а РАО — за педагогическую. Но потом эту практику изменили, и фактически ни РАН, ни РАО в экспертизе не участвуют. Моя основная позиция: не нужно учитывать рецензии, которые приносят в министерство авторы и издательства. Потому что они заинтересованные люди. Издательства платят за рецензии немалые деньги, и возникает конфликт интересов. Все эксперты должны быть независимыми. Я считаю, что РАН и РАО обладают достаточным числом экспертов для этой работы. И мы должны проводить экспертизу в рамках государственного задания, чтобы не быть связанными финансовыми отношениями с издательствами. И только после такой экспертизы министерство может определять издательство, которое будет выпускать учебник. Не думаю, что у какого-то одного издательства есть какие-то особые технологии, отличающие его от других.
— Кто же сейчас оценивает учебники?
— Такой вопрос я и задал заместителю министра просвещения Татьяне Синюгиной. Спросил, сколько академиков РАО участвовали в этой экспертизе. Что РАН в этой экспертизе не участвовала, я и так знаю. Она сначала взяла паузу, попросила помощников принести справку. Через 10 минут поступил ответ: один академик и два члена-корреспондента. Поскольку данные открытые, мы потом искали этих членов РАО. Нашли только одного: это был член-корреспондент РАО Вадим Монахов из Санкт-Петербурга. Он действительно подписал 22 экспертных заключения, то есть 0,66 процента от общего числа почти 3300 подписей, по три на каждую рецензию. Когда РАН проводит экспертизу научных работ и проектов, у нас это делает гораздо больше число членов РАН. А тут всего один член-корреспондент.
— Каков вообще был состав экспертов?
— 13 докторов наук поставили свои подписи по 54 заключениями. Это 5 процентов. 54 кандидата наук подписали 17 процентов заключений. Об остальных экспертах, хотя среди них могут быть и вполне достойные люди, известны только их фамилии.
— Можете ли вы оценить качество этих заключений?
— Когда мы с нашими сотрудниками стали смотреть рецензии, вопросов появилось еще больше. Например, в отрицательной рецензии на один из учебников для 1-го класса все замечания очень не конкретные: «материалы носят ознакомительный, информационный характер» — это посчитали минусом. Или: «учебник не побуждает к повышению мотивации учеников» — как это можно вообще оценить, если мотивация — это задача педагога? Противоположный пример: учебник «Окружающий мир» для 1-го класса получил 15 серьезных замечаний экспертов: не соответствует требованиям ФГОС, не учитывает принцип системного подхода в обучении, творческие задания не представлены и так далее. И такой учебник получил положительный отзыв. Я могу привести много подобных примеров.