Кто ближе к телу
В команде украинского президента произошла первая важная замена: ушел в отставку глава офиса президента Андрей Богдан, а его место занял юрист и бизнесмен Андрей Ермак, ранее советник Зеленского, как считается, курировавший внешнеполитические вопросы — и в первую очередь отношения с Россией
Отставка Богдана стала громом среди ясного неба. Не то чтобы о ней совсем никто не говорил (сложно назвать украинского чиновника, которому не прочили бы скорый уход по тем или иным причинам), но в этот раз такое развитие событий не предсказывало ни одно авторитетное СМИ, не было никаких утечек и по инсайдерским каналам — ситуация для Украины, где хранить кулуарные секреты удается крайне редко, просто невероятная.
Юрист Коломойского
Ушедший Андрей Богдан считался человеком, имеющим самое сильное личное влияние на Зеленского во всем украинском политикуме. Сам он рассказывал, что познакомился с будущим президентом в 2014 году, когда работал советником у олигарха и (тогда) по совместительству губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Из-за этого Богдана достаточно долго называли его «смотрящим» за Зеленским. Украинские СМИ перестали величать Богдана «юристом Коломойского» лишь к осени 2019-го, после того как стало окончательно понятно: Андрей Иосифович лоббирует интересы одногоединственного человека — себя самого.
Богдан быстро завоевал репутацию «серого кардинала» при новом президенте и сам изо всех сил эту репутацию поддерживал. В интервью «Украинской правде» он, к примеру, утверждал, что лично уговорил Зеленского баллотироваться в президенты Украины: «Я ему сказал: „Володя, ты понимаешь, что фильмом «Слуга народа» ты дал людям надежду?“» На десятках фотографий Богдан запечатлен в характерной позе: за плечом Зеленского, что-то нашептывающим ему на ухо.
И, похоже, в стремлении подчеркнуть свое эксклюзивное влияние на главу государства он несколько переборщил. «Владимир Зеленский работает президентом в Офисе Андрея Богдана»,— стали шутить в политических кругах. Не поэтому ли президент и решил дистанцироваться от своего «кардинала»?
Возможно, сыграли свою роль в падении «акций» Богдана и коррупционные скандалы, фигурантом которых он стал. Так, достаточно быстро перестала быть тайной его тесная связь с влиятельным и одновременно скандальным киевским застройщиком Андреем Ваврышем, с которым Богдан вместе отдыхал в Каппадокии осенью 2019-го. А еще ранее, в августе, Богдан «засветился» в компании другого, не менее скандального «решалы» от Минюста Андрея Довбенко, погуляв на его свадьбе во Франции. А может, сыграли свою роль и чисто внутриполитические проблемы: в последние месяцы Богдан никак не мог похвастаться перед Зеленским успехами на вверенных ему направлениях.
Кризис «турборежима»
Поначалу все шло неплохо: вслед за триумфом «Слуги народа» на парламентских выборах последовал период так называемого турборежима — Верховная рада исправно штамповала спускаемые из Офиса президента законопроекты, включая отмену депутатской неприкосновенности, закон о среднем образовании, очередную судебную реформу и так далее. Однако на этапе земельной реформы, а точнее, попытке открытия рынка земель сельскохозяйственного назначения, «турборежим» забуксовал. Дело не только в том, что эта инициатива Зеленского вызвала неоднозначную (а точнее, преимущественно негативную) реакцию в украинском обществе. Ключевой проблемой были серьезные противоречия между группами влияния внутри самой команды «Слуги народа» (см. «Огонек» № 1 за, 2020 год, «Разброд и влияние»). И если первое время Богдану, казалось, удавалось успешно маневрировать между этими группами, обращая все противоречия себе на пользу по принципу «разделяй и властвуй», то к концу осени внутренние конфликты начали подтачивать работу власти. Проект земельной реформы стал одной из жертв этих противоречий: успешно пройдя голосование в первом чтении (когда «турборежим» еще работал), он до сих пор так и не принят окончательно. И это при том, что Зеленский ставил задачу принять его еще до нового года.
Сейчас принятие законопроекта практически заблокировано оппозицией, завалившей его горой (свыше 3000) поправок, которые надо рассмотреть: процесс этот, вероятно, затянется как минимум до апреля. Однако злые языки утверждают, что при внешнем недовольстве в окружении Зеленского восприняли эту ситуацию чуть ли не с облегчением: ведь далеко не факт, что, будучи вынесенным в сессионный зал, законопроект наберет нужное количество голосов.