Кризис первой четверти
Страда вступительных экзаменов в вузы отодвигает сомнения в избранном пути. Главное сейчас — поступить (желательно на бюджетное отделение), оправдать и родительские траты, и свои усилия. Но очень скоро выяснится: многим студентам профессия не нравится, выбор сделан неправильно. «Огонек» узнал, почему разочарование в выбранном вузе для наших студентов становится настоящей драмой
22 процента студентов российских вузов не заканчивают обучение в срок. 31 процент студентов, отчисленных из университетов, разочарованы в избранной специальности. 21 процент не нашел баланса между обучением в вузе и своими увлечениями. У 19 процентов возникли проблемы с успеваемостью из-за совмещения учебы и работы. То есть у 71 процента отчисленных студентов явный конфликт между учебой и собственными интересами. Это данные из исследования, проведенного учеными Института образования НИУ ВШЭ и государственного Университета Огайо (США) «Изучение факторов выбытия студентов из высокоселективных вузов России и США» (опубликовано в 2018 году). Исследователи отмечают, что у нас процент так называемых выбывших студентов в два раза ниже, чем в США. Но разница не только в цифрах. В американских вузах подавляющая часть «выбывших» — это студенты, сменившие специальность в процессе обучения, многие просто переходят на другие факультеты в том же университете. У нас «выбывшие» — это студенты, отчисленные за неуспеваемость, пропуски, или взявшие академический отпуск и не вернувшиеся на учебу.
Речь в этом исследовании идет о высокоселективных вузах, то есть таких, где отбирают мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов. В других университетах студентов, разочарованных своим выбором профессии, еще больше. По данным сайта career.ru, довольных выбранной специальностью на первом курсе 44 процента, на втором — 32 процента, на третьем — 22 процента, а к выпуску — вообще 20 процентов.
Попадалово
Наш российский низкий процент «выбытия» долгое время считался знаком качественного образования и не привлекал внимания исследователей. Но оказалось, что за этим стоит серьезная проблема. Поступив в вуз, ребята через год-два понимают, что им не нравится ни специальность, ни вуз, ни сам процесс обучения. Но возможностей что-то изменить немного, фактически возможны лишь два варианта: либо дотянуть до диплома (на этом, как правило, настаивают родители) и потом переучиваться или работать не по специальности, либо бросить вуз и уже потом решать, что делать дальше. Вот что пишут молодые люди в интернете.
Владимир, 25 лет: «С 9-го класса хотел стать компьютерщиком. На 3-м курсе понял, что не мое. Хотел бросать университет, но доучился — родители сказали, что деньги вложены. Работаю в техподдержке, стараюсь, но — не мое. Трудно догнать других, плюс удручает монотонность. Все мечтаю сменить работу, но по материальным соображениям не получается. Не знаю, как дальше будет, трудно мириться и с вечными недотягиваниями, и с постоянным эмоциональным напряжением».
Ukiro: «Учусь на 3-м курсе вуза, на инженера-программиста. Поступила на эмоциях, хорошо не подумав. Учеба не интересна, справляюсь еле-еле. Пришло осознание упущенных возможностей. Получаю образование, а диплом мне не пригодится, потому что меня воротит от своей будущей профессии. Нет у меня технического мышления. Напрасно трачу время и деньги. Очень хочу стать переводчиком. Только сейчас поняла, чего мне хочется и какая работа мне подходит. Но перевестись на другой факультет невозможно. Понятия не имею, что теперь делать с этим попадаловом».
Сергей: «Мне 21 год, и я учусь на 4-м курсе института, по специальности инженер (автомобильные дороги и мосты). В следующем году получаю диплом, но вся проблема в том, что я совершенно не хочу работать в этой сфере, меня ужасно тяготит учеба, мне это совершенно не интересно. Страшно даже думать о том, чтобы идти в магистратуру, но это вроде как надо в современных условиях, по мнению родителей, преподавателей, работодателей. А мне интересна медицина, могу часами взахлеб читать медицинскую литературу. Но меня уже туда не возьмут на бюджет».
Из двух вариантов — тянуть до диплома (хотя бы бакалаврского) или бросить — второй выбирают не многие. Но и с бакалаврскими «корочками» не все идут работать по специальности — от профессии тошнит. И те, кто решает все-таки получить диплом, и другие, бросившие вуз, пополняют так называемую армию «ни-ни» — молодых людей, которые не учатся и не работают. Дипломированных «ни-ни» у нас почти 300 тысяч человек (см. «Огонек» № 11 за 2018 год). Плюс еще тысяч 100 бросивших учебу (по данным НИУ ВШЭ). Вот и считайте.
Мама лучше знает
Психологи называют это явление кризисом первой четверти жизни, и замечено оно, разумеется, не только в родных широтах, но и на Западе. Сам термин был определен западными психологами еще в 60-х годах прошлого века. Опирались они на идею нашего психолога Льва Выготского о том, что по мере развития общества усугубляется разрыв между биологическим возрастом и психологическим созреванием личности. Не случайно на Западе дети уже давно учатся в школе 12 лет, у нас на год меньше. Хотя и в Европе, и в Америке это не спасает студентов от кризиса. Кроме сомнения в избранном пути (а иногда и отвращения к нему) кризис первой четверти сопровождается депрессией, апатией, раздражительностью, озлоблением на окружающих и конфликтами с родителями и близкими, что ведет за собой замкнутость и одиночество.
Алла Холмогорова, заведующая лабораторией психологического консультирования и психотерапии Московского НИИ психиатрии (филиал НМНИЦ ПН им. В.П. Сербского Минздрава РФ), декан факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, рассказывает: «Мы проводили обследование студентов, в котором сравнивали первокурсников и студентов старших курсов. Именно на 3–4-х курсах больше всего проблем, свидетельствующих о личностном кризисе, эмоциональном неблагополучии. У многих студентов отчетливо проявляются симптомы депрессии, тревожности. Кризис — неизбежный этап взросления, но все проходят этот кризис по-разному. Одни — легче, другим требуется помощь психолога. Иногда дело доходит до клинических состояний, требующих врачебной помощи».