«Пропавшие без вести» или «павшие в боях за Родину»?

ОгонёкИстория

Из пропавших — в павшие

Владимир Перепеченко, профессор, директор просветительного центра «Академия» (г. Вологда)

В сознании народа Брестская крепость стала символом начала самой страшной войны в истории Отечества. Фото Александр Миридонов

«Пропавшие без вести» или «павшие в боях за Родину»? Как ни удивительно, но и сегодня, 78 лет спустя после начала самой страшной в нашей истории войны, этот вопрос остается открытым для нескольких миллионов семей. Системно над его решением, увы, никто не работает: архивные инструкции не меняются десятилетиями, и только работа волонтеров-поисковиков помогает восстановить историческую справедливость, вернуть родным если не близких, то не оболганную память о них, а стране — ее граждан, отдавших за нее свою жизнь. Бюрократическая процедура советских времен по определению учета невозвратных потерь по «категориям» лишает потомков возможности поклониться памятнику с выбитым на нем именем родного человека. «Огонек» попытался разобраться, обнаружив при этом, что чиновники и поисковики зачастую оказываются по разные стороны исторической памяти.

В 1948 году в «Огоньке» вышла статья Михаила Златогорова об обороне Брестской крепости. До нее об этой одной из самых драматичных страниц летописи Великой Отечественной войны было известно немного. Статья стала сенсацией, благодаря ей, а также книге писателя С.С. Смирнова и его знаменитым телевизионным передачам о героической обороне крепости узнала вся страна. В сознании народа оборона Брестской крепости запечатлелась как начало самой страшной в истории Отечества войны.

Оборонять крепость не планировалось, она использовалась как казарма для размещения частей Красной армии. Когда на рассвете 22 июня 1941 года на нее обрушился шквал артиллерийского огня, бойцы и младшие командиры, оказавшиеся в казармах, без приказа принимали решение об обороне. Целый месяц они защищали крепость. Легендарный руководитель одного из участков обороны Брестской крепости — Восточного форта — майор П.М. Гаврилов был пленен лишь на 32-й день войны. Многие защитники крепости погибли, многие попали в плен…

В Бресте создан величественный мемориал — памятник героям обороны. На широкую площадь Церемониалов ярусами спускаются длинные ряды плит над могилами героев. Здесь покоятся обнаруженные и перезахороненные в разные годы после войны останки 1038 защитников крепости. Немцы, заняв крепость, закопали — руками военнопленных — тела красноармейцев в воронках артиллерийских снарядов (снаряды 600-миллиметрового калибра установки «Карл», обстреливавшей крепость, образовывали воронки диаметром в два десятка метров). Одно из последних перезахоронений защитников крепости связано с обнаружением такой воронки в 2011 году. Ее место энтузиасты вычислили по фотографиям, сделанным солдатами немецкой дивизии, штурмовавшей Брест, и недавно опубликованным. Военнослужащие 52-го поискового спецбатальона ВС Белоруссии подняли из этой воронки останки 58 красноармейцев. Они были торжественно перезахоронены в некрополе мемориала.

Из 58 удалось установить только три имени: Григория Зинченко, Александра Таглина и Дениса Пахаренко. Удивительное обстоятельство связано с именем ефрейтора А. Таглина. Оно уже было выбито на одной из плит при создании мемориала в 1971 году. Тогда это сделали со слов сослуживцев, сообщивших, что ефрейтор погиб при обороне крепости.

Всего на плитах некрополя высечено 277 имен, а на многих плитах начертано — «Неизвестный». «Неизвестных» здесь 761. А в официальных документах это так называемые пропавшие без вести. Их имена затерялись среди миллионов записей в интернет-базах — в ОБД «Мемориал», на сайтах «Подвиг народа» и «Память народа», — в печатных и электронных книгах памяти. Когда-то после войны их матери, жены заполнили на каждого не вернувшегося с войны, о ком не было известий, военкоматовскую анкету, а военком начертал резолюцию: «Считать без вести пропавшим» и назначил условную дату, когда пропал… Так они и числятся десятки лет не павшими в боях за Отечество, а исчезнувшими…

Известно утверждение: война не закончится, пока не захоронен последний солдат. Задача эта неспешно, но решается. Поисковые отряды нашли в местах боев и перезахоронили десятки тысяч красноармейцев. Очевидно, что им хватит работы еще на годы. А другая проблема, созданная войной, вовсе не решается. Миллионы бойцов и командиров РККА, записанных в число пропавших без вести, остаются в таком статусе многие десятилетия. В картотеках Центрального архива Министерства обороны число пропавших без вести военнослужащих превышает 7 млн человек (в 1988–1993 годах коллектив военных историков под руководством генерал-полковника Г.Ф. Кривошеева провел статистическое исследование архивных документов и других материалов, содержащих сведения о людских потерях в армии и на флоте, в пограничных и внутренних войсках НКВД. По данным комиссии Кривошеева, за годы войны пропали без вести и попали в плен 4 454 709 человек.— «О»). В том числе неизвестны имена 6 млн бойцов, лежащих в зарегистрированных братских могилах!

О необходимости официального признания пропавших без вести погибшими в Великой Отечественной войне уже не раз говорили. Хочется надеяться, что к грядущему 75-летию Победы высшие государственные органы смогут это сделать. К решению этой задачи возможны и частные подходы.

Энтузиасты-исследователи истории обороны Брестской крепости ведут большую работу по выявлению имен защитников крепости. Этой работе способствует раскрытие архивов, засекреченных в советское время, публикация документов военного периода и, что особенно важно, размещение их в открытом доступе в интернете. Эта работа осложнена тем, что во время обороны крепости погибли штабные документы войсковых частей, дислоцировавшихся в ней. Исследователи годами по крупицам собирают из различных источников данные, позволяющие восстановить списки личного состава полков, отдельных батальонов, батарей, размещавшихся в крепости. Выясняют про каждого персонально, кто из воинов в ночь начала войны был в своей части и, вернее всего, утром принял бой, кто выжил, кто погиб, кто попал в плен. Результат — аннотированные, часто довольно подробно, именные списки защитников Брестской крепости.

Но эти результаты игнорируются теми, кому, собственно, официально поручено вести такую работу,— Музеем обороны Брестской крепости (он входит в состав мемориального комплекса «Брестская крепость — герой»). Музей отказывается признавать результаты работы современных исследователей-волонтеров. И вместо того чтобы объединить усилия, координировать действия всех энтузиастов, ограничивает свою «научную работу» ведением так называемых личных дел участников обороны, заведенных еще в далекие советские времена. У музея своя бухгалтерия. Он действует по правилам, установленным в годы, когда еще были живы известные участники обороны. Только по их свидетельствам, заверенным военкомами своего региона (?!), воины утверждались в статусе защитников крепости. Кстати, бывало, что такие «свидетельства» появлялись по просьбам родственников не вернувшегося с войны военнослужащего — они обращались к здравствующим тогда участникам обороны с просьбой подтвердить участие бойца, который иногда даже и служил в другом полку…

Количественно списки, созданные энтузиастами, и те, которыми оперирует музей, разнятся в разы. Исследователь Юрий Фомин (г. Брянск), сделав выборку из накопленных им за годы исследований материалов, сформировал список вологжан — защитников Брестской крепости. Он включает 45 персоналий. А «научно-методическим советом мемориала (цитирую письмо из музея.— В.П.) утверждены участниками обороны крепости 10 уроженцев Вологодской области». Это те, на кого успели получить «свидетельства» и заверить у военкомов. Никого по результатам современных объективных и достоверных исследований, но выполняемых неофициально, на волонтерской основе, музей в этот список не включает. Безоговорочное табу — данные ЦАМО (Центральный архив Министерства обороны.— «О») о включении бойца в число пропавших без вести, то есть та самая резолюция военкома далеких 1940-х годов на анкете родственников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Золото для всех Золото для всех

В Костромской области производится почти треть ювелирных украшений России

Огонёк
4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать 4 ситуации, когда передаривать подарки даже нужно, — и как правильно это делать

По этикету, вручить ненужные презенты другому человеку еще как можно

ТехИнсайдер
Поднять китеж Поднять китеж

Чем в разные эпохи была сказка для людей, которые ее рисовали

Правила жизни
«Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера «Он совершенно чокнутый»: как гипнотизер проклял «Манчестер Сити» и его тренера

Почему футбольный клуб «Манчестер Сити» переживает самый глубокий кризис

Forbes
Первая наставница Первая наставница

Анжелика Балабанова: наставница Муссолини в самом начале пути к власти

Дилетант
Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам Как экс-сотрудник «Яндекса» запустил сервис ремонта гаджетов, который взлетел за счет дружелюбного отношения к клиентам

Отрывок из книги «Сделано по-настоящему» о предпринимателях (не)перфекционистах

Inc.
Немое кино Немое кино

Истории, которых не было, но которые могли бы быть

Автопилот
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино Баба-Яга и все-все-все: (очень) краткая история сказок в отечественном кино

Историю жанра сказочных фильмов, ключевые периоды и важнейшие имена

СНОБ
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
Треугольник Карпмана в новом прочтении: как смотреть фильм «Арман», чтобы увидеть самую суть Треугольник Карпмана в новом прочтении: как смотреть фильм «Арман», чтобы увидеть самую суть

Как смотреть каннский фильм «Арман», чтобы не упустить самое важное?

Psychologies
«А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом «А ты возьми и купи слона»: как не вестись на маркетинговые уловки и не потратить все деньги перед Новым годом

Как узнать все секреты продавцов, чтобы покупать осознанно?

Psychologies
«Любовник „всплывал“, как только я сходилась с бывшим»: историю о запутанных отношениях разъясняет психолог «Любовник „всплывал“, как только я сходилась с бывшим»: историю о запутанных отношениях разъясняет психолог

Причины возникновения довольно частого сценария любовного треугольника

Psychologies
Об очередях и амбулаторных картах. Отрывок из книги «Пациентология» Об очередях и амбулаторных картах. Отрывок из книги «Пациентология»

Как устроена очередь в российской больнице

СНОБ
Почему мы верим в чудеса во время праздников? Эксперт дал интересное объяснение! Почему мы верим в чудеса во время праздников? Эксперт дал интересное объяснение!

Почему люди продолжают верить в чудеса, невзирая на все достижения науки?

ТехИнсайдер
Направо пойдешь? Направо пойдешь?

Чтобы реже ошибаться, важно знать, как работает механизм принятия решений

VOICE
Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи Ученые назвали самый здоровый способ приготовить брокколи

Как и приготовить брокколи правильно, чтобы получить пользу

ТехИнсайдер
Смешанный стиль Смешанный стиль

Volkswagen, который пришел с Востока

Автопилот
Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть Почему мужчина не женится и как его к этому шагу подтолкнуть

Какие причины заставляют мужчину не жениться и как с ними справиться?

Psychologies
«Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе «Гулливер» ставит на многофактурность: в одежде и в бизнесе

Как участники рынка детской розницы справляются с рыночной турбулентностью

Монокль
Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084» Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084»

Леха Никонов повествует историю создания альбома «2084» — от начала и до конца

СНОБ
Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком Идеальная мама — это миф: 3 способа избавиться от чувства вины перед ребенком

Почему женщины после рождения ребенка никогда не чувствуют себя счастливыми?

Psychologies
«Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов «Пора признать, что стабильности больше нет»: Владелец транснациональной мебельной корпорации о том, как они ведут бизнес, не боясь кризисов

Почему иностранцы продолжают выбирать российский рынок?

СНОБ
У кого и как чаще всего развивается зависимость: 3 основные стадии У кого и как чаще всего развивается зависимость: 3 основные стадии

Зависимость: где эта роковая точка невозврата и кому стоит быть осторожнее?

Psychologies
Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино? Сколько можно хранить красное, белое и игристое вино?

Как на срок жизни вина влияют сахар, кислотность и спирт?

СНОБ
«Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000» «Нет причин не продлить нашу жизнь до 200 лет и даже до 1000»

Как мировая наука и бизнес борются со старением

РБК
Мамбл-ром-хоррор Мамбл-ром-хоррор

«Мой сосед — монстр»: «Красавица и чудовище» нового времени

Weekend
Открыть в приложении