Дело из первых рук
Российский рынок франшиз стремительно меняется. Каждый год появляются абсолютно новые веяния
В целом рынок франшиз в России пока растет и развивается. По данным компании EMTG, которая является организатором ежегодной международной выставки франшиз BUYBRAND Expo, сегодня в России существует порядка 1930 франчайзинговых компаний. Большая их часть — 38,9 процента — оказывают услуги населению, еще 35,3 процента работают в ритейле, а 20,2 процента — в секторе HoReCa. «Тенденция последних лет — появление на рынке большого числа региональных франчайзеров. Из всех существующих франчайзинговых предложений в России 43 процента представлены именно регионалами»,— говорит генеральный директор компании EMTG Екатерина Сойак. По прогнозам информационно-аналитического портала www.buybrand.ru, в этом году число франчайзинговых компаний в России увеличится на 10–12 процентов именно «за счет появления новых региональных франшиз, а также выхода на рынок новых иностранных брендов».
В свою очередь, эксперты из каталога Franshiza.ru ожидают рост рынка на 8–10 процентов. По данным руководителя каталога Franshiza.ru Анны Рождественской, некоторые владельцы франшиз в этом году предпочли приостановить программу франчайзинга до лучших времен и сконцентрироваться на сохранении уже имеющихся сетей. «Кроме того, в условиях санкций и нестабильности отечественной экономики десятки международных брендов свернули планы развития в России. Поэтому динамика рынка все еще положительная, но темпы роста российский франчайзинг потерял»,— отмечает Анна Рождественская.
По словам генерального директора компании EMTG Екатерины Сойак, владельцы франшиз сегодня взяли курс на общую оптимизацию инвестиционной составляющей своего бизнеса. «Франчайзеры, и в первую очередь крупные, всерьез озаботились созданием более комфортной инвестиционной среды для своих франчайзи, сокращением их затратной части, причем как для будущих партнеров, так и для действующих»,— говорит Екатерина Сойак.
Потребительский экстремизм
В конце 2017 — начале 2018 года основным драйвером роста рынка отечественного франчайзинга стал сегмент оказания услуг населению, где появилось множество новых проектов. «Причем специализация услуг все больше сужается. Если раньше по франшизе развивались крупные салоны красоты и это был, по сути, целый сегмент, то сегодня можно купить отдельно франшизу по уходу за бровями, отдельно по укладке волос (без услуг стрижки) или взять франшизу барбершопа. Также в свое время продавали большие детские центры, а сейчас существуют отдельные франшизы футбольных, балетных, волейбольных, хоккейных школ, курсы скорочтения, франшизы ментальной арифметики и так далее»,— говорит Анна Рождественская. На такие концепции сейчас высокий спрос: по данным Franshiza.ru, 38 процентов от всех заявок на приобретение франшизы в начале 2018 года пришлось именно на сегмент оказания услуг. «Узкая специализация позволяет франчайзи оптимизировать затраты и более точно и содержательно работать с клиентом»,— считает Екатерина Сойак.
Уверенный рост во франчайзинге в последние годы демонстрирует сегмент фастфуда. «Однако в этом году мы столкнулись с явлением, которое назвали ”потребительский экстремизм“, когда люди при уменьшении объема своих финансов, не в пример прошлым кризисам, не обращаются массово к менее качественным товарам, а становятся более внимательными к цене уже привычных. В итоге предприниматели, чтобы не потерять клиента, вынуждены откликаться предложением различных акций, бонусов и расширением программ лояльности»,— говорит Екатерина Сойак.
В ответ на запрос общества сейчас набирают популярность франшизы, связанные со здоровым образом жизни: релаксационные и фитнес-проекты, концепции, предлагающие здоровое питание, экологически безопасные химчистки и тому подобное.
Традиционно хорошо развиваются франшизы в сфере лабораторных анализов. «Коммерческая медицина — растущий и перспективный сегмент экономики. Региональный рынок еще не насыщен высокотехнологичными услугами лабораторной диагностики, что позволяет нам расширять сеть во всех регионах страны, привлекая партнеров-франчайзи»,— говорит руководитель департамента развития сети «Лаборатория Гемотест» Светлана Василенко.
Дополненная реальность франчайзинга
Екатерина Сойак отмечает, что на рынке появилось немало новых франчайзинговых концепций интересных и неожиданных форматов. Например, хорошо стартовали клиринговые услуги, связанные с проведением безналичных расчетов, а также франшизы, направленные на диджитализацию бизнеса. «Уверенно набирает обороты ”уберизация“ всех сфер франчайзинга. Мы уже видим повсеместное увлечение онлайн-заказами с прямой доставкой потребителю. Особенно в этом продвинулась сфера общепита. Ждем и дальнейшего масштабного пришествия информационных технологий на наш рынок»,— говорит Екатерина Сойак.