Бурное стечение обстоятельств
35 лет назад к власти в СССР пришел Михаил Горбачев. 11 марта 1985 года пленум ЦК КПСС избрал его генеральным секретарем. С этого дня и следует отсчитывать поворот страны к рынку, свободе слова и совести, начало тяжелейшего для советских людей транзита в новое состояние умов и общества, не закончившиеся и по сей день.
Принято считать Горбачева везунчиком. Подняться в 54 на самую высокую ступень неимоверно длинной и крутой советской иерархической лестницы? Это было что-то из разряда фантастики. После избрания молодого генсека многие еще долго не могли в это поверить. Люди бы очень удивились, узнав, что занять высший пост Михаил Сергеевич должен был еще за год до 11 марта 1985-го. Известна даже дата — 13 февраля 1984-го. В документе, который принято считать политическим завещанием генсека Юрия Андропова, был отдельный абзац, где умирающий лидер рекомендовал соратникам назначить Горбачева и обосновывал почему. И этот абзац из оглашенного на пленуме документа пропал. Один из коллег Горбачева по ЦК рассказывал мне, что «пропажа» была делом рук всемогущего заведующего Общим отделом ЦК КПСС Клавдия Боголюбова, через которого проходили все документы. В одном из поздних своих интервью Михаил Сергеевич случившееся подтвердил: «В предсмертном докладе (Андропов) сообщал, что надолго ложится на лечение. Он предупреждал, что страна не может надолго остаться без руководителя, и предлагал меня. Этот абзац был из доклада убран. Его не опубликовали»
Хотя в этой главе жизни Горбачева удача в какой-то момент отвернулась от него, в целом важнее было и для страны, и для будущего лидера перестройки, что это был период, когда свою дружбу и покровительство ставропольскому партработнику подарил Юрий Андропов. Хотя, кажется, судьба к этому моменту уже подала Горбачеву знак: после юрфака он получил распределение в управление по надзору Генпрокуратуры СССР. Очень обрадовался, тем более Раиса Максимовна нашла место преподавателя в столичном пединституте. Однако в самый последний момент в генпрокуратуре появилось распоряжение не брать в надзор людей без опыта практической прокурорской работы. Горбачеву без большой охоты пришлось возвращаться в Ставрополь.
Край этот, со своими курортными жемчужинами Пятигорском, Кисловодском, Ессентуками, такой, что лишь успевай встречать и провожать высоких гостей. Горбачев был вторым секретарем обкома, когда пожаловал Андропов с женой. Начальнику Горбачева, первому секретарю, передали, что его встреча с Андроповым нежелательна. Это был сосланный на Ставрополье близкий соратник Хрущева, и по тонким номенклатурным законам Андропов понимал, что Брежневу были бы неприятны их встречи. Роль радушного хозяина пришлось не по чину взять на себя Михаилу Сергеевичу. Жарили шашлыки, слушали привезенные Андроповым записи Высоцкого и много говорили… Оказалось, что человек с не до конца проясненной биографией — Андропов — знает множество казачьих песен, в том числе и терских. С тех пор их встречи на Ставрополье стали регулярными, хотя и не длинными.