«Яшин не жалел себя»
28 ноября в отечественный прокат выходит спортивная драма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты». В центре повествования — проигрыш советской сборной на чемпионате мира 1962 года в Чили и последовавшая за этим травля знаменитого вратаря. О фильме «Огоньку» рассказал его продюсер Олег Капанец
Вы пошли на риск, позвали на роль Яшина никому не известного молодого актера Александра Фокина. Почему?
— Я с самого начала так хотел. Когда снимаешь про человека, которого еще многие хорошо помнят, то любой медийный актер со шлейфом известных работ будет оттягивать зрительское внимание на себя. Кроме того, сложно подобрать звездного актера, совпадающего по всем физическим параметрам с Яшиным: соответствующий рост, гибкость, прыгучесть и так далее. У нас пробовались Евгений Цыганов, Григорий Добрыгин, Игорь Петренко, но физически они не попадали на сто процентов. Мы искали долго. Когда осталось три кандидатуры, физически и актерски соответствовавшие образу, тогда и произошел финальный выбор в пользу Александра — он точнее всех совпал по энергетике, в нем была какаято внутренняя тишина, как и в Яшине. Лев Иванович был контрастный человек, на футбольном поле и в быту он был совершенно разным. Фокину удалось это воплотить на экране. И сейчас, пройдя пятилетний путь создания картины, понимаешь, что выбор был правильным.
— Как думаете, по вашей логике, фильму «Стрельцов» (о футболисте Эдуарде Стрельцове, ставшем олимпийским чемпионом в 19 лет), который сейчас снимается, помешает, что главного героя играет Александр Петров? Он же звезда как раз со шлейфом, и очень громким.
— Продюсерский выбор понятен. У Петрова есть своя армия поклонников, значит, его имя на постере дает первоначальное преимущество. А потом все зависит от кино: если фильм удачный, тогда коммерческий успех умножается, а если неудачный, как это было с фильмом «Герой», тогда Петров теряет свой актерский рейтинг. Зритель может подумать: что-то я слишком часто вижу его в кино. И не пойдет на его следующий фильм. Не просто же так голливудские звезды не частят с выбором ролей. Так что успех «Стрельцова» будет зависеть от многих параметров, в том числе от того, насколько хорошо Петров играет в футбол. Зрителя сложно обмануть, и если от Петрова останется на поле только голова, а то, что под ней, будет подклеено от другого футболиста, который будет за него бегать, то все это заметят, и будут проблемы. Я лично желаю этому фильму успеха, потому что считаю Эдуарда Стрельцова самым талантливым русским футболистом ХХ века, после Яшина, конечно. А трагедия, которая с ним случилась (Стрельцов был обвинен в изнасиловании и приговорен к 12 годам лишения свободы.— «О»), стала трагедией и для его поклонников, народ до сих пор обсуждает, что если бы он был на чемпионате в Чили, то для нашей сборной все могло бы сложиться иначе. Очень надеюсь, его история будет рассказана честно, без «замыливания».
— Насчет «замыливания». Яшин, как известно, был заядлым курильщиком. Вы показываете это в фильме?
— Конечно, он там курит! Иначе это было бы обманом. Это был единственный вратарь, которому разрешалось курить, пусть и неофициально. Он курил потихоньку в душевой во время перерывов, чтобы никто не видел. Понимал, что это плохой пример для остальных игроков. Просто не мог совладать с привычкой, которую он приобрел во время Отечественной войны, работая, будучи подростком, на заводе в эвакуации. Курил, чтобы не заснуть у станка и не остаться без пальцев. Мы не стали педалировать эту тему в каждом кадре, конечно, но и обойти эту сторону мы не могли.
— Какие еще недостатки есть у экранного Яшина? Он кажется абсолютно положительным героем.
— А он и был максимально положительным человеком. Мы много материалов о нем изучили, были в постоянном общении с его супругой Валентиной Тимофеевной. Она рассказывала то, о чем нигде не прочитаешь. В обычной жизни Яшин был слишком миролюбивым человеком, чтобы воевать за что-то или с кемто. Он смирялся с жизненными обстоятельствами, трудно представить, чтобы он ударил кулаком по столу. Он все это делал только на футбольном поле. За его пределами он мог попросить за другого, но только не за себя. И еще одна его характерная особенность — Яшин не жалел себя. В итоге у него в зрелом возрасте набрался целый букет болезней, Яшин ушел слишком рано — что такое 60 лет для мужчины? В фильме мы подробно об этом не рассказываем, потому что тема деликатная и болезненная для его близких.
— «Движение вверх» и «Легенду №17» часто критиковали за то, что в них исторические факты приносились в жертву увлекательности сюжета. Вам, наверное, нелегко было работать над фильмом, ведь рядом постоянно находились вдова и внук Яшина, которые, наверное, требовали, чтобы все было как было?
— Валентина Тимофеевна вычитывала сценарий, вносила правки, но мы с ней сразу договорились, что художественный вымысел обязательно будет, и она это спокойно приняла. Например, в жизни они с Яшиным познакомились на танцах, а у нас — зимой на горке. По развитию сюжета это было оправдано. У них, как и в фильме, была ссора в ЗАГСе, но примирение мы сделали по-своему, более кинематографично. А от внука Яшина Василия Фролова мы получили полную поддержку и самоотдачу. Он был и консультантом, и дублером нашего кинематографического Яшина — когда были очень сложные элементы, исполнял их вместо Фокина