«Арктику нельзя покорить»
В госдуму в очередной — пятый! — раз поступил проект закона о развитии Арктики. Зачем он нужен и почему никак не пройдет, выяснял «Огонек»
Пятая версия закона уже прошла согласование в министерствах, и есть шанс, что она будет принята до конца года. Вот только серьезного финансирования этот закон не предполагает: незначительное увеличение расходов «на север» предусмотрено в бюджете лишь с 2019 года. Рассчитывается, что за три года 5,6 млрд рублей пойдут на развитие Севморпути, а также на субсидии учреждениям Росгидромета для приобретения автоматических измерительных комплексов, модернизацию и переоснащение научных лабораторий. О том, зачем нужен закон, какие проблемы надо срочно решать в Арктике и каких это требует средств, «Огонек» поговорил с директором Государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Росгидромета Александром Макаровым.
— Сейчас в российской Арктике работает множество организаций, подчиненных различным ведомствам, добывающие предприятия, воинские части — кого только нет... Даже регионов, которые относятся к арктической зоне, почти десяток. А пока не принят закон, каждый считает возможным делать все что угодно и не нести за это никакой ответственности. Я правильно сформулировал суть проблемы?
— Конечно, мы этот закон очень ждем. Надеюсь, будет полезен документ, который мог бы организовать всю работу в Арктике, определить направления ее развития, обязанности участников, правила поведения — уже много было сказано о беспредельном загрязнении зоны. Закон проходит с трудом, потому что формализовать все это непросто. Главная трудность в том, что у всех участников «освоения» Арктики свои интересы. К тому же деятельность разных ведомств, предприятий, компаний в Арктике (а их очень много) крайне сложна в экономическом и технологическом отношении. И организовать все это нелегко.
— В советские времена людей, работающих там, называли покорителями Арктики. Мы ее покорили?
— Это очень агрессивный термин. Арктика — экстремальный регион, ее нельзя покорить, она не прощает ошибок. Надо научиться там жить и работать. Арктика богата природными ресурсами, и это богатство надо беречь и развивать, не забывая про хрупкую экосистему региона.
— С 2019 года предполагается выделение бюджетных средств на модернизацию арктических лабораторий Росгидромета. Речь о ваших научных станциях?
— Это очень важный момент. Если это будет так, то мы сможем приобрести новое оборудование. У Росгидромета в Арктике больше сотни небольших станций метеонаблюдения и три крупные научные обсерватории — в Тикси (в районе дельты Лены), на мысе Баранова (Северная Земля) и на архипелаге Шпицберген. Метеостанции ведут регулярные наблюдения, на основе которых создаются прогнозы погоды в арктической зоне. А научные обсерватории кроме наблюдений занимаются фундаментальными исследованиями, охватывающими все элементы природной среды — это земля с ее вечной мерзлотой, растительный и животный мир, вода, воздух, осадки. В обсерваториях постоянно работают люди. Зимой около десяти человек, летом — до 30–40. Привлекаем на практику студентов из дружественных вузов, например Российского государственного гидрометеорологического университета и МГУ. Вместе с этими вузами ведем научные исследования, к чему тоже привлекаем молодежь. Сейчас, кстати, очень актуальна тема «черного углерода». Это сажа, продукт неполного сгорания угля и дизельного топлива. Мы ее изучаем в Арктике, сажа может очень сильно воздействовать на природу региона, вплоть до изменения климата.
— Потепление, как надеются многие, обеспечит чистую воду для плавания по Севморпути. Это повод для радости?
— Нет. Минимум ледовой площади летом был в 2007 и в 2012 годах. После этого динамика таяния стабилизировалась, увеличения акватории чистой воды летом не было. В этом году ледовая обстановка в нашем западном секторе Арктики (Карское море), где расположено большинство хозяйственных объектов, была не тяжелой. А вот в восточном секторе, в морях Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском, наоборот, сложной, мощные льды плавали даже летом. Говорить, что мы сейчас там очень легко развернем судоходство, мягко говоря, преждевременно. К тому же, если площадь льда будет уменьшаться, соответственно может увеличиться количество дрейфующих льдов и айсбергов, что мы и наблюдали в последние годы в проливах восточного сектора. А это дополнительные риски для судоходства.