Тайна создания и судьба картины Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре»

Культура.РФКультура

Очереди в мастерскую, неземные краски и сделка с дьяволом

Автор: Лидия Туляганова

0:00 /
544.396
Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре (фрагмент). 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Лунная ночь на Днепре» — одна из самых известных картин Архипа Куинджи. Художник представил ее публике в 1880 году на первой в истории русской живописи моновыставке. Пейзаж выглядел настолько реалистичным, что Куинджи обвиняли в использовании неземных красок и даже в сделке с дьяволом. О тайне создания картины и ее судьбе читайте в материале портала «Культура.РФ».

Эксперименты с живописной техникой и составом красок

Илья Репин вспоминал, что Архип Куинджи различал тончайшие оттенки. Химик Дмитрий Менделеев и физик Федор Петрушевский проводили специальные опыты: определяли, насколько точно люди могут распознавать цвета. По словам Репина, Куинджи «побивал рекорд чувствительности до идеальных точностей».

Художник работал в лаборатории Менделеева: экспериментировал с пигментами, чтобы выявить новые эффектные сочетания, изучал краски на основе битума. Иван Крамской писал: «Меня занимает следующая мысль: долговечна ли та комбинация красок, которую открыл художник? Быть может, Куинджи соединил вместе (зная или не зная — все равно) такие краски, которые находятся в природном антагонизме между собой и по истечении известного времени или потухнут, или изменятся и разложатся до того, что потомки будут пожимать плечами в недоумении: от чего приходили в восторг добродушные зрители?»

Битумные краски становились матовыми при высыхании, а когда Куинджи подмешивал в них алюминиевую и бронзовую пудру, появлялся едва уловимый блеск. Но эффект свечения достигался и тонкой работой: художник нанес на серебристую гладь Днепра тонкие темные штрихи и этим добился мерцающего, вибрирующего лунного отражения. На фоне освещенной реки стали различимы заросли трав, ветряная мельница, прибрежные камни, пригорки на берегу. А сочетание теплых тонов земли и холодных оттенков воды и неба визуально сделало пейзаж объемным.

Виктор Васнецов. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1869. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Очереди в мастерскую известного художника

Местность, которую Куинджи изобразил на картине, он посетил в 1870-х годах, когда возвращался из заграничной поездки в Мариуполь. Живописец в течение нескольких месяцев создавал полотно по памяти в своей мастерской на Малом проспекте на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Слух о новой картине разошелся по Петербургу, и под окнами мастерской стояли желающие увидеть необычный пейзаж.

На Большой Морской непрерывная масса карет запружала всю улицу, длинным хвостом стояла публика на лестнице в ожидании впуска, и на улице, по обеим сторонам тротуара, терпеливо и долго стояли целые массы, строго наблюдая порядок приближения к заветной двери.

Каждое воскресенье Куинджи на два часа открывал двери своей мастерской. Сюда приходили друзья писателя — Иван Тургенев и Иван Крамской, Яков Полонский и Дмитрий Менделеев. В мастерскую однажды заглянул великий князь Константин Константинович Романов. Ночной пейзаж так понравился ему, что он купил еще не оконченную картину за пять тысяч рублей — в то время это около 200 средних месячных жалований.

Первая в истории русской живописи моновыставка

Куинджи закончил «Лунную ночь на Днепре» в сентябре 1880 года и через месяц выставил ее в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге. Это была первая выставка в истории русской живописи, на которой демонстрировали только одну картину. Окна закрывала плотная драпировка, а полотно освещал луч света.

Желающих увидеть картину было много. Чтобы избежать давки, посетителей пускали группами. Один из друзей Куинджи, Яков Полонский, писал: «Положительно я не помню, чтобы перед какой-нибудь картиной так долго застаивались... Что это такое? Картина или действительность?» Посетители восторгались тем, как реалистично и тонко художник изобразил сияющий под луной Днепр. Скептики заглядывали за полотно, искали специальные лампы. «Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — вспоминал художник Илья Репин. По заказу меценатов Куинджи написал две авторские копии лунного пейзажа.

Иван Крамской. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1870-Е. Научно-Исследовательский Музей Российской Академии Художеств, Санкт-Петербург

«Эффект Куинджи»

Современники Куинджи не верили, что подобного эффекта свечения можно достичь только искусной живописью. Его обвиняли в использовании «лунных» красок и даже в «сделке с дьяволом». Критики писали, что специальные краски помогал делать друг художника, химик Дмитрий Менделеев, а освещение полотна готовил физик Федор Петрушевский.

Однако «лунный эффект» живописец действительно создал лишь с помощью мастерства и техники. Петрушевский и правда вел исследования в области цвета и света, но он не помогал Куинджи, а напротив — описывал его опыт. На одной из лекций в 1883 году, уже после выставки с «Лунной ночью», он рассказывал о том, что «иные картины имеют лучший вид при огне, чем при дневном освещении. Картины, изображающие лунное сияние, отраженное водой, часто представляются лучшими или, по крайней мере, более блестящими вечером, чем днем, так как светлые тона получают перевес над фиолетовыми, синеватыми и другими тонами воды».

Современники прозвали этот прием «эффектом Куинджи». Художник Павел Чистяков писал коллекционеру Третьякову: «Все пейзажисты говорят, что эффект Куинджи — дело нехитрое, а сами сделать его не могут».

Илья Репин. Портрет Архипа Куинджи (фрагмент). 1877. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Реставрация великокняжеского варианта «Лунной ночи»

После выставки владелец картины, великий князь Константин Константинович, увез картину в Париж. Из Франции он должен был отправиться в путешествие по Атлантическому океану и намеревался взять пейзаж Куинджи с собой. Писатель Иван Тургенев, который в то время находился в Париже, уговаривал князя оставить полотно на выставке в галерее Зедельмейера в Париже. Он опасался, что влажный морской воздух и солевые испарения испортят «Лунную ночь». А Куинджи даже грозился подать в суд, если его картина окажется на корабле. Однако великий князь не послушал советов: не мог расстаться с полотном. Он писал в дневнике: «Захватывает дух, не можешь оторваться от ослепляющей, волшебной картины, душа тоскует. На картине Куинджи все это выражено, при виде ее чувствуешь то же, что перед настоящей рекой, блестящей ярким светом посреди ночной темноты».

На борту фрегата «Герцог Эдинбургский» полотно находилось почти два года — столько Константин Романов был в путешествии. Некоторое время корабль стоял в жарком порту Греции, когда великий князь посещал Афон.

«Лунная ночь» в пути действительно пострадала. В 1882 году Романов привез полотно автору на реставрацию. Куинджи вспоминал, что увидел свою работу потускневшей, с царапинами и местами — с солевым налетом. Художник обновил пейзаж, но полностью восстановить картину ему не удалось.

Сегодня «Лунная ночь на Днепре», которая путешествовала с великим князем по морю, хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

Илья Репин. Портрет князя Константина Романова (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Путешествия во времени Путешествия во времени

Почему людям так хочется вернуться в прошлое и заглянуть в будущее?

kiozk originals
Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде Соль фа. Что такое фашизм и почему он не нужен ни в каком виде

Что представляет собой фашизм с философской и идеологической точки зрения

Maxim
44 года со дня тарана самолетом дома в Новосибирске 44 года со дня тарана самолетом дома в Новосибирске

Столкновение, случившееся в 1976 году, было не случайностью

Maxim
Что смотреть: пять фильмов о современном искусстве Что смотреть: пять фильмов о современном искусстве

Современное искусство — увлекательно, эксцентрично и полное новых идей

Seasons of life
«Необитаемая Земля. Жизнь после глобального потепления» «Необитаемая Земля. Жизнь после глобального потепления»

Отрывок из книги Дэвида Уоллеса-Уэллса о глобальном потеплении

N+1
Пять стадий Египта Пять стадий Египта

Пройдя все стадии принятия Египта, я был вознагражден

Вокруг света
Правила жизни двоечников Правила жизни двоечников

Двоечники нужны, чтобы отличникам жилось лучше и учителя не путались

Esquire
Как мир перестал слышать архитекторов Как мир перестал слышать архитекторов

Проект Григория Ревзина «Оправдание утопии». Мишель Рагон: GIAP

Weekend
Австралийцы предложили перерабатывать окурки в кирпичи Австралийцы предложили перерабатывать окурки в кирпичи

Ученые создали кирпичи с добавлением окурков

N+1
Первые выходцы из Африки не стали держаться берегов Первые выходцы из Африки не стали держаться берегов

Человеческие следы в пустыне Нефуд оставили самые первые люди из Африки

N+1
Американская диета Американская диета

Нью-йоркская диета поможет быстро похудеть до 6 кг за две недели

Лиза
«Солярис», «Армагеддон», «Контакт» и еще 7 фильмов про космос «Солярис», «Армагеддон», «Контакт» и еще 7 фильмов про космос

Фильмы о покорителях Галактики помогут морально подготовиться к полету в космос

РБК
Паста по правилам Паста по правилам

Паста – не гарнир, а полноценное блюдо. Как его приготовить полезным и вкусным?

Худеем правильно
Безглазые пескорои потеряли юго-запад Безглазые пескорои потеряли юго-запад

Эти грызуны практически слепые, но они ориентируются на магнитное поле

N+1
Взрослые в доме Взрослые в доме

Неравная борьба с европейским «глубинным государством»

kiozk originals
«Затерянный мир Дарвина. Тайная история жизни на Земле» «Затерянный мир Дарвина. Тайная история жизни на Земле»

Отрывок из книги Мартина Брезиера о докембрийском периоде

N+1
Алкогений: Михаил Ефремов Алкогений: Михаил Ефремов

«Сам себя он любит называть паяцем и клоуном». История Михаила Ефремова

Maxim
8 самых удивительных (и красивых) авторазвязок мира 8 самых удивительных (и красивых) авторазвязок мира

Красота в глазах проезжающего

Maxim
Искусства ради Искусства ради

Квартира лондонского коллекционера

SALON-Interior
Стереохимические фантазии Вант-Гоффа Стереохимические фантазии Вант-Гоффа

Ученые, которые первыми дали верное объяснение оптической изомерии

Наука и жизнь
11 лайфхаков для заботливого автовладельца 11 лайфхаков для заботливого автовладельца

Пусть машина и впрямь служит долго

Maxim
4 невероятных шоссе, заставляющих протереть глаза 4 невероятных шоссе, заставляющих протереть глаза

Эти дороги без всякого желтого кирпича заставляют думать о чудесах

Maxim
История Бога История Бога

Четыре тысячи лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе

kiozk originals
6 новых фотографий глубокого космоса от NASA 6 новых фотографий глубокого космоса от NASA

Эти картинки — не только красивые обои не телефон, но и ценнейшие научные данные

Maxim
В единственном числе В единственном числе

Функциональный интерьер для отдыха на природе

SALON-Interior
Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии Бисмарк: коварный циник и создатель единой Германии

Немцы редко гордятся методами, которые Бисмарк использовал для достижения целей

Дилетант
Эксперимент ЦРУ помог исследователям раскрыть секрет успешных команд Эксперимент ЦРУ помог исследователям раскрыть секрет успешных команд

Почему одни команды справляются с задачами лучше других?

Inc.
Dior Dior

Коллекции Марии Грации Кьюри и Кима Джонса для Dior

Weekend
Может ли в человеке быть несколько личностей Может ли в человеке быть несколько личностей

Как человеческий мозг создает истории, способные захватить внимание зрителя

СНОБ
Открыть в приложении