Как в разные века Германия влияла на российскую культуру — продолжение

Культура.РФИстория

Образ Германии в русском искусстве. Часть 2

Просвещение, немецкий романтизм и любовь к точности

Автор: Татьяна Григорьева

0:00 /
836.34

Германия в художественных образах

Российские ценители живописи познакомились с немецким изобразительным искусством при Петре I. В Петербург приглашали известных мастеров, которые учили молодых художников. Основатель русской портретной школы Иван Никитин учился у Иоганна Готфрида Таннауэра — «первого придворного живописца» Петра I.

При Елизавете Петровне смотрителем императорской галереи был художник-немец. Георг Кристоф Гроот покупал для нее в Европе картины голландских, фламандских и немецких мастеров. Его брат Иоганн Фридрих Гроот стал первым педагогом Академии художеств по классу «зверей и птиц». Последователями живописца стали русские анималисты — Михаил Иванов и Карл Фридрих Кнаппе, Петр Каменев и Дмитрий Борисов.

В 1764 году Екатерина II купила у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского большое художественное собрание. С него началась история Эрмитажа, которым тоже занимались немцы: Лукас Конрад Пфандцельт реставрировал картины, а Карл Кёллер систематизировал коллекции.

Немецкий романтизм начала XIX века отразился и в живописи — в виде направления «бидермейер». Название оно получило от псевдонима немецкого поэта Людвига Айхродта и переводилось как «обывательский», или «простодушный». Художники этого направления изображали своих героев в домашней камерной обстановке — в библиотеках и кабинетах, — окруженных привычными предметами быта. Черты стиля «бидермейер» можно найти в работах Алексея Венецианова, Василия Тропинина, Федора Толстого.

Проникала в художественную среду и немецкая философия. Орест Кипренский общался с Гете. Александра Иванова увлекала концепция искусства Шиллинга, история религии Давида Штрауса и творчество «назарейцев» — немецких художников-романтиков, которые стилизовали свои полотна под живопись Средневековья и Ренессанса. Так появился замысел его библейских сюжетов.

Русские художники посещали Германию, путешествуя по Европе. Иван Соколов, Евграф Сорокин, Карл Рабус оказались в немецких землях в середине XIX века и оставили немало путевых пейзажных зарисовок. До второй половины столетия учиться живописи в основном, ездили в Италию с ее античным и ренессансным наследием и во Францию со смелым новаторским подходом к искусству. А после популярным направлением для пенсионеров стала и Германия. Ездили чаще всего в Берлин, Дрезден, Дюссельдорф, Дармштадт и Мюнхен. Александр Коцебу работал в Мюнхене над картинами в батальном жанре для Зимнего дворца. Николай Астудин брал уроки у пейзажиста Карла Ротмана и оставил целое собрание картин с видами природы. Отечественные художники участвовали и в зарубежных выставках в немецких городах.

На рубеже XIX–XX веков мирискусники Валентин Серов, Филипп Малявин, Константин Сомов, Мстислав Добужинский обращались к творчеству Гофмана, немецких реалистов и символистов. Их картины экспонировались на выставке русского искусства Сергея Дягилева в Берлине в 1906 году.

Немецкий экспрессионизм был близок авангардистам Аристарху Лентулову, Павлу Филонову, Наталии Гончаровой, Василию Кандинскому.

Мирный диалог русско-немецких художников прервала Первая мировая война. Кузьма Петров-Водкин и Василий Шухаев, Митрофан Греков и Петр Кончаловский, Казимир Малевич и Михаил Ларионов отправились на фронт, а свои впечатления воплотили в картинах и рисунках.

После войны многие художники уезжали в Германию — кто вынужденно, кто добровольно. Сын Григория Мясоедова Иван эмигрировал из России в 1921 году. В Германии он писал портреты известных людей. На лечение уехал в Германию и не вернулся в СССР художник Леонид Пастернак. С супругой, поволжской немкой, покинул Россию Николай Загреков. В Берлине он сблизился с художниками «новой вещественности» — они противопоставляли себя экспрессионистам и провозглашали «возврат к позитивной и конкретной реальности».

Рапалльский договор 1922 года восстановил дипломатические отношения между Веймарской Германией и СССР. Началась недолгая, но плодотворная пора сотрудничества. В Берлине прошла Первая художественная выставка искусства Советской России. Картины немецких художников — Отто Нагеля, Эрика Йохансона, Генриха Даврингхауза, Вильгельма Лахнита — выставлялись в Москве, Ленинграде, Саратове, Казани, Перми.

В годы Великой Отечественной войны художники делали репортажные зарисовки, по которым позже создавали батальные полотна. Процветала агитация: рисовали карикатуры, сатирические плакаты и открытки, в которых высмеивали врага. Известными карикатуристами в годы войны были Михаил Куприянов, Порфирий Крылов и Николай Соколов, которые подписывались общим псевдонимом Кукрыниксы.

Постепенно образ Германии обретал мирные черты в творчестве Юрия Пименова, Дмитрия Налбандяна и других художников послевоенного времени.

Немецкие мотивы в музыке

Начиная с XVI века главным центром иностранной жизни была Немецкая слобода. Именно там селились и оставались подолгу жить зарубежные гости, а русские посетители знакомились с заграничной культурой. Здесь можно было услышать орган, протестантский хорал и немецкую светскую музыку. Петр I часто посещал слободу — ему нравились выступления капеллы герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского и саксонских волынщиков. Там же работал театр Иоганна Кунста, в котором ставили «зингшпили» — комические оперы с диалогами между музыкальными номерами.

Со второй половины XVIII века на службу в Российскую империю начали приезжать немецкие композиторы. Европа уже говорила о талантах Иоганна Себастьяна Баха и Георга Фридриха Генделя. Иоганн Пальшау, Иоганн Гесслер, Герман Раупах, Матиас Стабингер писали вариации на русские народные мелодии, которые напоминали протестантский хорал.

Сочинения немецких музыкантов времен романтизма — Карла фон Вебера, Роберта Шумана, Рихарда Вагнера — оказали влияние на русских авторов. В духе эпохи «бури и натиска» писали романсы Николай Титов, Александр Варламов, Александр Алябьев и Модест Мусоргский, а в XX веке — когда это музыкальное течение снова стало популярным — Николай Метнер и Сергей Танеев.

В 1830-е годы поехал в Германию Михаил Глинка, чтобы укрепить здоровье на минеральных водах и посмотреть Берлин. Заодно композитор давал уроки пения и учился сам — у видного теоретика музыки Зигфрида Дена. Он писал: «Мне здесь в Берлине приходится так по душе, что и высказать не могу», добавляя иногда «Здесь я дома».

В середине XIX века немецкая музыка переживала подъем: писали свои знаменитые произведения Роберт Шуман, Феликс Мендельсон, Рихард Вагнер. Русские композиторы ездили в Германию на презентации новых музыкальных сочинений, общались с философами и музыкантами. Композитор Антон Рубинштейн во время обучения в Германии познакомился с Феликсом Мендельсоном, автором знаменитого «Марша». Композитор увлекся немецкой музыкой и стал одним из первых в России писать популярные тогда в Европе «оратории» — крупные драматические музыкальные сочинения, которые исполняли солисты с хором и симфоническим оркестром.

Петр Чайковский ездил в Германию на музыкальные фестивали и громкие премьеры. Свою вторую оперу, «Ундину», он поставил по поэме немецкого романтика Фридриха де ла Мотта-Фуке, а балет «Щелкунчик» — по мотивам сказки Гофмана. Сюжет о прекрасной принцессе, которую колдун превратил в лебедя, — основу балета «Лебединое озеро» — Чайковский нашел в старинной немецкой легенде.

С началом Первой мировой войны контакты между немецкими и русскими музыкантами прекратились. В творениях отечественных композиторов, как и в других видах искусства, появились универсальные идеи, посвященные окончанию войны и наступлению мира.

В германские «золотые двадцатые» — так называют 1924−1929 годы — творческое сотрудничество возобновилось. С концертами в СССР приезжали Георг Куленкампф, Герман Абендрот, Ганс Кнаппертсбуш и Отто Клемперер. В 1940-е годы сотрудничество вновь сошло на нет. Во время Великой Отечественной войны в советской музыке звучали характерные темы — борьбы, победы, памяти павших героев, жертвенности и милосердия.

Германия в русской архитектуре

Первыми образцами германской архитектуры в России стали лютеранские церкви — Святого Михаила и Святых Петра и Павла. Их возвели в Москве в середине XVII века на правом берегу реки Яузы, когда строили Новую Немецкую слободу — взамен прежней, сгоревшей во время Смуты.

Еще во время Великого посольства в Европу, в 1697–1698 годах, Петр I и его сподвижники познакомились с архитектурой Германии — средневековыми крепостями и готическими соборами. Они привезли из путешествия не только впечатления, но и книги по архитектуре, с помощью которых российские архитекторы позже изучали европейское городское строительство.

По приглашению Петра в Петербург стали приезжать архитекторы из Германии — мастера зрелого немецкого барокко. Андреас Шлютер спроектировал грот в Летнем саду — в 1777 году его уничтожило наводнение. Теодор Швертфегер работал над Александро-Невской лаврой и создал проект центральной части здания Двенадцати коллегий. Иоганн Готфрид Шедель построил Дворец Меншикова на Васильевском острове и здания в Ораниенбауме, Кронштадте, Стрельне.

Со временем в «страну учености и просвещения» стали ездить и пенсионеры Академии художеств. Одними из первых архитекторов-стажеров были Иван Ветошников и Юрий Фельтен.

В XIX веке петербургские «русские немцы» спонсировали строительство лютеранских храмов. В 1830-е Александр Брюллов перестроил кирху Святого Петра. Строились и новые — Петрикирхе, Анненкирхе, Катериненкирхе.

Во время и после Первой мировой войны появились архитектурные и скульптурные сооружения в память о боевых действиях и жертвах.

Новые потрясения 1941–1945 годов вызвали всплеск в монументальном искусстве. Скульпторы и ваятели выезжали на фронт и делали зарисовки с натуры. Портретные галереи в камне создали Вера Мухина, Николай Томский, Иван Першудчев, Лев Кербель, Евгений Вучетич.

По итогам войны в 1945 году Советскому Союзу отошел немецкий город Кёнигсберг, переименованный позднее в Калининград. Здесь сохранились тевтонские замки, прусские кирхи и бастионы, мощеные улицы — правда, пострадавшие в результате бомбардировок. Русские и немецкие архитекторы восстанавливали облик города вместе — с последней трети XX века.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Драма 1921 года Драма 1921 года

Страшные подробности царь-голода в Советской России 1921 года

Дилетант
Мисс Совершенство: что делать, если ты не она? Мисс Совершенство: что делать, если ты не она?

Что делать, если кажется, что ты никогда не получишь титул "Мисс Совершенство"?

Cosmopolitan
В свободном плавании В свободном плавании

Елена Лядова о том, чем она живет здесь и сейчас

Glamour
От портупеи для шпаги до модного аксессуара: краткая история подтяжек в мужской моде От портупеи для шпаги до модного аксессуара: краткая история подтяжек в мужской моде

Подтяжки — исторически проверенный аксессуар

Esquire
Всё ему расскажу Всё ему расскажу

Многие наконец-то осознали, что обращаться к психотерапевту не стыдно

Cosmopolitan
«Я поняла и простила мать, но перестала с ней общаться» «Я поняла и простила мать, но перестала с ней общаться»

Нужно ли стремиться к сохранению связи с самым близким по рождению человеком?

Psychologies
Скраб, махровое полотенце и еще 8 ошибок в уходе, которые «убьют» твою кожу Скраб, махровое полотенце и еще 8 ошибок в уходе, которые «убьют» твою кожу

Давай спасать твою кожу вместе!

Cosmopolitan
Снотворное помогло мужчине с травмой головного мозга снова ходить и говорить. Но ненадолго Снотворное помогло мужчине с травмой головного мозга снова ходить и говорить. Но ненадолго

Редкий случай, когда снотворное выводит из комы

N+1
«Мне всё равно, когда и сколько часов работают сотрудники, если в итоге они делают свою работу». Ивон Шуинар, Patagonia, — о бизнесе, осознанности и смерти «Мне всё равно, когда и сколько часов работают сотрудники, если в итоге они делают свою работу». Ивон Шуинар, Patagonia, — о бизнесе, осознанности и смерти

Ивон Шуинар — об осознанном потреблении и неприятии типичной иерархии в компании

Inc.
Нобелевка по физике досталась трем ученым, изучающим черные дыры. Как Нобелевский комитет едва не проворонил одно из важнейших открытий? Нобелевка по физике досталась трем ученым, изучающим черные дыры. Как Нобелевский комитет едва не проворонил одно из важнейших открытий?

Почему Нобелевский комитет старается сделать работу над ошибками

Esquire
«Он еще не готов»: как родители помогают и мешают ребенку заниматься спортом «Он еще не готов»: как родители помогают и мешают ребенку заниматься спортом

Как не отбить у ребенка интерес к спорту?

Psychologies
Маленькие частицы — большие проблемы: чем опасен микропластик и при чем тут индустрия моды и красоты Маленькие частицы — большие проблемы: чем опасен микропластик и при чем тут индустрия моды и красоты

Что такое микропластик, чем он так плох и что можно сделать?

Esquire
Как помочь ребенку выбрать профессию? Как помочь ребенку выбрать профессию?

Как помочь ребенку оценить свои способности и возможности?

Домашний Очаг
Прощай, наращивание! Как отрастить длинные ногти — 8 полезных советов Прощай, наращивание! Как отрастить длинные ногти — 8 полезных советов

Мечтаешь о длинных ногтях, как у Кайли Дженнер и Карди Би?

Cosmopolitan
Климакс-контроль Климакс-контроль

Как отлично себя чувствовать и прекрасно выглядеть при менопаузе

Лиза
Не та культура: 37% женщин уходят из IT из-за атмосферы в компании Не та культура: 37% женщин уходят из IT из-за атмосферы в компании

Как удержать женщин в IT, несмотря на отсутствие инклюзивной среды?

Forbes
Русские гонки Русские гонки

Первый Кубок России по авиагонкам прошел 19 сентября в Орешково

Популярная механика
В защиту маленьких В защиту маленьких

Правда ли, что от высокого роста одни плюсы?

N+1
Можно ли создать самые точные часы в мире: неожиданный прорыв Можно ли создать самые точные часы в мире: неожиданный прорыв

Физики приблизились к созданию самой точной системы измерения времени

Популярная механика
Сколько в пересчёте на современные деньги заработали, потратили и проиграли персонажи старых книг Сколько в пересчёте на современные деньги заработали, потратили и проиграли персонажи старых книг

Расставаться с деньгами легко и приятно, если они вымышленные

Maxim
Нью-Йорк, джаз, Билл Мюррей в роли отца-бонвивана: каким получился новый фильм Софии Копполы Нью-Йорк, джаз, Билл Мюррей в роли отца-бонвивана: каким получился новый фильм Софии Копполы

«Последняя капля» — совместная работа Софии Копполы и Билла Мюррея

Esquire
Тюрьма и парк Моабит Тюрьма и парк Моабит

Самая страшная тюрьма нацистского режима

Дилетант
Осенняя бессонница: что делать, чтобы быстро уснуть Осенняя бессонница: что делать, чтобы быстро уснуть

Осенью днем мы все время хотим спать, а ночью не можем заснуть

Cosmopolitan
Полоса удачи Полоса удачи

Что такое тейпирование и помогает ли оно подтянуть овал лица

Лиза
Зак Эфрон и другие актеры, чью карьеру едва не сгубили наркотики и алкоголь Зак Эфрон и другие актеры, чью карьеру едва не сгубили наркотики и алкоголь

Знаменитые актеры, которые смогли выбрать из зависимости

Cosmopolitan
Миллионы на худеющих: бизнес-план сервиса правильного питания BeFit Миллионы на худеющих: бизнес-план сервиса правильного питания BeFit

История сервиса по доставке наборов здоровой еды для тех, кто не любит готовить

Forbes
Заповедники: «Умный дом» для природы Заповедники: «Умный дом» для природы

Уйдут ли заповедники в прошлое или, наоборот, станут более востребованными?

Наука и жизнь
Волки привязались к дрессировщикам Волки привязались к дрессировщикам

Если волка оставить у незнакомца, он начнет рваться к человеку, которого знает

N+1
5 «пасхалок» в старых играх, о которых вы не знали 5 «пасхалок» в старых играх, о которых вы не знали

Пасхальные яйца в играх, которые мы знаем вдоль и поперек

Популярная механика
На своем месте На своем месте

В этом году в жизни Владимира Мединского большие перемены

GQ
Открыть в приложении