Транспорт, необходимый для работы бойцов на линии боевого соприкосновения

Обозрение армии и флотаОбщество

Логистика «переднего края»

Транспорт необходимый для нормальной работы бойцов на линии боевого соприкосновения

Александр Тимохин

Транпортер M274 в музее, рулевая колонка откинута вперед для управления машиной с земли. Фото: Wikipedia

Переход военных действий на Украине в позиционную форму породил проблему, о которой в ВС РФ до этого особо не задумывались. Оказалось, что нечем обеспечить перевозки на линию боевого соприкосновения (ЛБС) боекомплекта, медикаментов, воды и других грузов и эвакуацию раненых и тел погибших в условиях, когда идет бой, и ближний тыл находится под наблюдением противника.

Традиционно для этого применялись бронемашины, состоящие на вооружении и автомобили. В медицинских целях в локальных военных конфликтах использовались вертолеты. Масштаб боевых действий на Украине и наличие у ВСУ большого количества средств ПВО исключает эвакуацию раненых вертолетами с посадочных площадок вблизи ЛБС, а массовое использование беспилотных летательных аппаратов (БЛА), в том числе ударных, и наличие артиллерии калибра 155‑мм с большой дальностью стрельбы, крайне затрудняет, а часто делает невозможным применение в ближнем тылу наземной техники, как для подвоза, так и для эвакуации раненых и погибших.

Использование гражданских машин при работе на ЛБС (УАЗ Патриот «пикап»). Фото: vk.com Солдат удачи

Как правило, на последних километрах перед ЛБС войскам приходится полагаться на мускульную силу солдат, которые на себе несут припасы и предметы снабжения и руками на носилках выносят раненых и убитых, зачастую неся при этом потери, так как противник ведет охоту на группы эвакуации.

Отдельной проблемой является доставка боекомплекта. Украинская сторона не раз распространяла видео своих успешных контратак, в которых украинская бронетехника почти беспрепятственно расстреливала позицию, только что отбитую бойцами какого‑либо из российских формирований. Очевидным образом, у российских бойцов не было возможности применить даже гранатометы потому, что они израсходовали все выстрелы к ним еще при штурме украинской позиции, а своевременно подвезти боекомплект в полностью просматриваемую противником зону оказалось невозможно – получив по радиосвязи информацию об атаке, противник взял место, в котором шел бой, под наблюдение с БЛА, и никакая машина даже с УАЗ размером, туда бы не проскочила. В виде исключения, для решения транспортных задач у ЛБС иногда получается использовать легковые или малые грузопассажирские автомобили, подаренные воинским частям и подразделениям гражданскими волонтерами, но далеко не всегда, и долго они не живут. На передовой нужны специальные транспортные средства.

Применение вертолетов для эвакуации раненных во вторую чеченскую войну. Фото: sun9-6.userapi.com

На текущий момент различного рода волонтерами, небольшими компаниями и даже техническими специалистами из воюющих частей и соединений ВС РФ предпринимаются различные инициативные меры по решению проблемы, разработано некоторое количество весьма удачных средств транспортировки, позволяющих отчасти обеспечить или перевозки, или эвакуацию раненого, иногда и то, и другое, но в основном в Вооруженных силах эта проблема не решена никак.

Вопрос о том, чтобы централизовано, с опорой на ресурсы государства, а не волонтеров, обеспечить армию транспортными средствами переднего края уже давно, что называется, перезрел. Имеет смысл сделать подробный анализ как перевозок на ЛБС, так и технически возможных, тактически применимых и оптимальных по стоимости способов их выполнения.

Условия применения и три главных задачи

Сначала необходимо определиться с тем, на каком удалении от ЛБС есть потребность в особых транспортных средствах, и какие именно задачи с их помощью нужно решать.

С первым вопросом все просто, так как у ВС РФ есть экстремальный пример – участок фронта, где у противника получилось создать в нашем ближнем тылу зону, в которой более-менее долгое время не может выжить никакая техника.

Речь идет об окрестностях населенного пункта Крынки Херсонской области. За счет большой дальности украинской артиллерии, развернутой на противоположном берегу Днепра, и за счет массированного применения ударных БЛА разных типов, управляемых с помощью воздушных ретрансляторов (тоже беспилотных) ВСУ смогли добиться того, что применение тяжелой техники и автомобилей крайне затруднено на глубину до 10 километров от ЛБС по прямой, а местами и более.

Все на себе не унесешь… Фото: vk.com/wall-57157763_1634

Таким образом, в экстремальном случае можно считать, что прифронтовой зоной, в которой требуются особые транспортные средства, является глубина 10 километров по прямой. Что, с учетом того, что дороги не идут прямо к ЛБС нигде, требует дальности хода специального транспортного средства «туда и обратно», в две стороны, минимум в 30 километров, а с учетом потенциальных маршей вместе с пехотой в других, будущих военных конфликтах, то и более.

С учетом того, что местами расстояния между позициями ВС РФ и ВСУ небольшое, данное транспортное средство должно еще и быть достаточно тихим.

Вторым важным вопросом является сам характер задач, которые должно решать это транспортное средство.

Существует три основных транспортных задачи вблизи ЛБС.

Первая – следование за подразделением на этапе его выдвижения на позицию и доставка группового оружия, боекомплекта, запасов воды, носилок или эвакуационных тележек для будущих раненых или погибших.

Физические возможности человека по переноске грузов ограничены, особенно когда он несет на себе средства защиты, личный боекомплект, оружие, аптечку и т.д.

Много на себе пешим бойцам не унести, поэтому им нужен специальный транспорт для доставки всего необходимого, компактный, чтобы его можно было спрятать в кустах или под деревьями, и способный двигаться по пересеченной местности со скоростью пешего подразделения.

Пехотная тележка Вермахта Infanteriekarren IF8 на буксире у мотоцикла. Эта простейшее средство оказалось решающим фактором в успехах немецкой пехоты. Фото: data4.primeportal.net

Вторая задача – эвакуация раненых. Это требует от машины очень низкой высоты, которая позволила бы спрятать ее буквально в нескольких сотнях метров от ЛБС, и низкой шумности при движении. В этом случае возможно, чтоб противник не увидит ее с земли, и не услышит, а бойцам с передовой нужно будет буквально пару сотен метров донести раненых до машины на носилках или довезти на эвакуационных тележках.

В дальнейшем машина должна увезти раненых или одного раненого по наиболее скрытному и хуже всего наблюдаемому с воздуха маршруту (если таковой есть) или по кратчайшему маршруту вне дорог (если известно, что на нем нет мин), в крайнем случае – просто доставить раненого в тыл, не отвлекая для его переноски по 4‑6 человек.

И третья задача решается на обратном пути – доставив в тыл раненых, обратно транспортное средство должно привезти боеприпасы, если необходимо, то питьевую воду или средства первой медицинской помощи.

Если необходимо отправить на передовую подкрепление, то на том же транспортном средстве нужно доставить и его боеприпасы, и имущество.

Кроме всего вышеописанного, размеры машины должны позволять транспортировать ее на стандартных армейских грузовых автомобилях, или на прицепах, и именно так эти транспортные средства должны перевозиться с одного места дислокации на другое. Имеет смысл рассмотреть, как выглядели транспортные средства такого назначения в прошлом.

Немецкий легкий полугусеничный транспортер Sd.Kfz.2 Kettenkraftrad с пехотной тележкой Infanteriekarten IF 8. Фото: landmarkscout.com

От конной взводной тележки к безэкипажному транспортеру

О том, что на передовую нужно доставлять боекомплект было известно с момента появления огнестрельного оружия, и в иностранных армиях (как и в царской русской армии) для этого существовал и специальный транспорт, в виде конных повозок, и выделенный для управления этим транспортом личный состав.

То, как выглядит противостояние армии, в которой такой подвоз организован, с армией, которая такого подвоза лишена, очень хорошо показывала Великая Отечественная война.

В ходе Второй Мировой войны в Вермахте для того, чтобы войска на передовой не остались без боекомплекта, в каждую пехотную роту выдавалась специальная пехотная тележка Infanteriekarren IF8. Естественно, на Восточном фронте они применялись повсеместно.

На первый взгляд примитивная одноосная повозка, по тем временам была почти гениальным решением.

Американская пехота во Вьетнаме. Солдаты идут налегке, общее имущество едет на «Механическом муле». Обратно также можно будет вывезти раненых или тела погибших. Фото: m274mules.com

Объем кузова и грузоподъемность тележки была рассчитана исходя из объема и типовой плотности военных грузов (конкретно – 2500 кг/куб. м, что примерно соответствует ящикам с винтовочными патронами), и тому, сколько по пересеченной местности может буксировать одиночная лошадь, которая была для повозки главным средством тяги. Главным, но не единственным, так, тележки штатно могли буксироваться мотоциклами или даже малогабаритными полугусеничными тягачами Sd.Kfz. 2 Kettenkraftrad. Кроме того, конструктивно тележку можно было катить руками, это было сделано специально, на случай если лошадь будет убита или мотоцикл будет поврежден, или сломается.

Нормой обеспеченности в пехоте была одна тележка на взвод, на 50 человек. В подразделениях, вооруженных реактивными противотанковыми гранатометами «Панцершрек» полагалось одна тележка на отделение, на ней везли шесть гранатометов и 24 выстрела к ним.

Совершенно примитивное средство подвоза дало немецкой пехоте радикальное огневое превосходство над стрелковыми подразделениями Красной армии. Даже тогда, когда в подразделении укомплектованность магазинами к пулеметам ДП и пистолет‑пулеметам была штатной или близкой к ней (что было, мягко говоря, не часто), немцы легко добивались подавляющего огневого превосходства в бою. У красноармейцев был тот боекомплект, который они несли на себе, никаких средств подвоза на передовую во взводах и ротах не было. У немцев было то, что солдат нес на себе, плюс еще 300‑350 килограммов патронов и гранат.

Транспортер FAUN Kraka Type 640. Фото: data3.primeportal.net

Еще больший эффект давало применение ротных минометов калибра 50‑мм. В Красной армии они не прижились – не на чем было ротному командиру доставлять боекомплект для миномета, и в итоге эти минометы были либо где‑то поближе к тылу батальона, и в бою толком не участвовали в силу малой дальности, либо очень быстро отстреливали мины и превращались в кусок металла. В итоге во второй половине войны их изъяли из войск.

А у немцев с минами был полный порядок, потому что их везли сразу за минометчиками, и, пока они отстреливали свой боекомплект, тележка могла съездить за боеприпасами в тыл. В итоге в их руках такие же минометы оказались эффективным оружием – все решил подвоз мин.

Немцы могли тратить в бою примерно в четыре раза больше патронов, чем любое противостоящее им стрелковое подразделение Красной армии, а по минам для минометов превосходство было просто неисчислимым. И во многом те успехи, которые Вермахт имел в 1941 году обусловлены наличием такого «транспортера» в каждом взводе.

И «блуждающие котлы» у немцев получались тоже во многом из‑за наличия такого транспортного средства – бой немецкого взвода в окружении продолжался до тех пор, пока у основной массы советских пехотинцев не заканчивались патроны. Потом можно было более‑менее уверенно прорываться. И при бегстве с позиций немцы могли взять по несколько ящиков с патронами, а наши солдаты в таких же обстоятельствах – то, что удалось унести на руках.

Бразильский транспортер компании Safo. На грузовой площадке смонтирована пусковая установка ПТУР «Cobra», но там мог быть и какой-то груз. Фото: reddit.com

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8 Тяжелые эвакуационные машины с колесной формулой 8х8

Особенности эвакуационных тягачей

Обозрение армии и флота
Глава минпромторга Красноярского края: «Инвестиции растут на 25% в год» Глава минпромторга Красноярского края: «Инвестиции растут на 25% в год»

Красноярский край реализует инвестпроекты на триллионы рублей

ФедералПресс
Школа. Яхты. Жизнь Школа. Яхты. Жизнь

С чего и когда в жизни человека начинается море?

Y Magazine
«Изменилось только название» «Изменилось только название»

Андрей Пантюхов о том, чего стоило компании расставание с бывшим владельцем

РБК
Советский Дэн Сяопин? Советский Дэн Сяопин?

Именно Андропов смог нарисовать траекторию экономических реформ. Так ли это?

Дилетант
Инвазивные змеи на Гуаме не смогли проглотить половину убитых птиц Инвазивные змеи на Гуаме не смогли проглотить половину убитых птиц

Многие змеи регулярно охотятся на слишком крупную для проглатывания добычу

N+1
Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей Отчимы и мачехи: как воспитывать «чужих» детей

Как принять и полюбить детей партнера из прошлых отношений?

Psychologies
«Дашь сиську потрогать?»: таксист снимал на видео, как домогался к клиенткам «Дашь сиську потрогать?»: таксист снимал на видео, как домогался к клиенткам

Что можно сделать в ситуации, если вас домогаются?

Psychologies
Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри Защищает от простуды и рака! Узнайте интересные факты о пользе приправы карри

Карри: ароматная и полезная для здоровья приправа

ТехИнсайдер
Топ самых опасных для здоровья поз за рулем Топ самых опасных для здоровья поз за рулем

Самые опасные положения водителя в длительном путешествии на автомобиле

Maxim
Что такое датчик Холла и как его проверить: инструкция Что такое датчик Холла и как его проверить: инструкция

Все о датчике Холла: насколько он важен в автомобиле и как его проверить

РБК
Посмотрите на «устрицу-монстра»! Эксперты: это не самая большая устрица, но она поражает Посмотрите на «устрицу-монстра»! Эксперты: это не самая большая устрица, но она поражает

Устрицы могут достигать колоссальных размеров

ТехИнсайдер
Правда или миф: действительно ли панама была придумана в Панаме? Правда или миф: действительно ли панама была придумана в Панаме?

Кто придумал панаму и почему она так называется?

ТехИнсайдер
Нейросеть меняет профессию Нейросеть меняет профессию

Каким станет рынок труда под влиянием искусственного интеллекта

РБК
Бэнкси завершил серию граффити с животными на улицах Лондона Бэнкси завершил серию граффити с животными на улицах Лондона

Девятая и финальная работа Бэнкси появилась на роль-ставнях Лондонского зоопарка

Forbes
В диалоге с цветами В диалоге с цветами

Формы и стили, которые подчеркивают и по-новому показывают красоту цветка

Наука и жизнь
«Как я разденусь?»: 8 неочевидных причин, которые мешают достичь оргазма «Как я разденусь?»: 8 неочевидных причин, которые мешают достичь оргазма

Что мешает вам получать удовольствие от близости с любимым человеком?

Psychologies
Игрушка: Петрушка Уксусов Игрушка: Петрушка Уксусов

Символ русского театра кукол — Петрушка

КАНТРИ Русская азбука
Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи Почему мигранты хамят, насилуют и убивают: объяснили психологи

В последние годы в России участились нарушения закона со стороны мигрантов

ФедералПресс
С видом на будущее С видом на будущее

Загородный дом с футуристичным фасадом эклектичным интерьером

SALON-Interior
Ветер с Юга дул Ветер с Юга дул

Краткая история «Унесенных ветром» в 50 пунктах

Weekend
Не до шуток: почему умирает жанр ситкомов и какой будет комедия положений будущего Не до шуток: почему умирает жанр ситкомов и какой будет комедия положений будущего

Почему зрители больше не хотят смотреть ситуационные комедии?

Forbes
Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита Как на Дальнем Востоке решают  проблемы кадрового дефицита

Российская экономика активизировалась на азиатском рынке

РБК
Как вирус Эпштейна — Барр сближает гены Как вирус Эпштейна — Барр сближает гены

Как инфекция EBV приводит к возникновению лимфом у людей без снижения иммунитета

Наука и жизнь
Телескоп TESS отыскал две суперземли у края обитаемой зоны маломассивных красных карликов Телескоп TESS отыскал две суперземли у края обитаемой зоны маломассивных красных карликов

Космический телескоп TESS обнаружил две суперземли у красных карликов

N+1
Роботы и инвесторы Роботы и инвесторы

Минпромторг предлагает новый вид специальных инвестиционных контрактов

Монокль
Как появилась любовь с точки зрения эволюции: мнение биолога Ирины Якутенко Как появилась любовь с точки зрения эволюции: мнение биолога Ирины Якутенко

Как природа помогает парам укреплять связь?

Psychologies
5 правил аренды автомобиля в отпуске, чтобы не попасть на деньги 5 правил аренды автомобиля в отпуске, чтобы не попасть на деньги

Неочевидные моменты, которые следует учитывать, арендуя автомобиль

Maxim
Касторовое масло топит жир или нет: популярный тренд в TikTok Касторовое масло топит жир или нет: популярный тренд в TikTok

Следуя трендам: поможет ли касторовое масло избавиться от жира на животе?

ТехИнсайдер
От модели до CEO: как Брук Шилдс основала собственный бьюти-бренд для зрелых женщин От модели до CEO: как Брук Шилдс основала собственный бьюти-бренд для зрелых женщин

Брук Шилдс о том, как она решилась начать новую карьеру — в бизнесе

Forbes
Открыть в приложении