«Нужно выходить из социального круга, который состоит только из вам подобных». Профессор Йеля о том, как феминизм влияет на урбанистику
Прославленный графический дизайнер Шила Левант де Бреттвиль всю жизнь боролась за то, чтобы общественные пространства сближали людей разных социальных прослоек и служили их целям — а не наоборот
Когда Шила Левант де Бреттвиль заняла пост руководителя школы дизайна в Йеле в 1990 году, она стала первой женщиной на этой должности и собственным примером проиллюстрировала идеи феминизма, которые всегда поддерживала, несмотря на процветающие гендерные стереотипы. В 1971 году она основала первую образовательную программу в области дизайна для женщин в Калифорнийском университете искусств. «Директор, надо сказать, был мной очень недоволен, он сказал: «Слушай, как ты это себе представляешь?»», — вспоминает она. Два года спустя де Беттвилль вместе с художницей Джуди Чикаго и историком Арьен Рейвен основала The Women's Building ― школу искусств для женщин в Лос-Анджелесе. В ходе своей своей карьеры она занималась планированием общественных пространств разного масштаба — от подземного перехода в городе Нью-Хейвен штата Коннектикут до публичной библиотеки в нью-йоркском районе Куинс и помещений Гонконгского института дизайна. Ее работы вошли в специальные коллекции Нью-Йоркского музея современного искусства и Музея Виктории и Альберта в Лондоне.
ForbesWoman побывал на ее лекции в институте «Стрелка» в Москве и выбрал самые интересные тезисы.
О творческом процессе
В 1970 годы руководители Калифорнийского университета искусств решили выпустить специальный номер журнала о своей школе дизайна, и я занималась его оформлением. Не помню, как я это придумала, но я решила отказаться от какой-либо иерархии в списке статей с именами разных авторов. Вы видите в разделе «Содержание» все имена тех, кто работал над журналом, но вы абсолютно не представляете, какую позицию в иерархии школы эти люди занимают. Такое перемешивание центра и периферии сделано для того, чтобы создать новое чувство места и субъективности. Я делала это интуитивно. Но таким образом удалось добиться того, чтобы фокус внимания переместился на самих людей, а не на их должности, и чтобы читатели могли сами решить, кого они хотят почитать, к какому тексту они хотят обратиться.
Мне кажется, что это происходит со всеми творческими людьми — в начале своей профессиональной жизни ты просто что-то делаешь и только потом осознаешь, что ты именно ты делал и для чего.
О задаче преподавания
В 1970 году я прочитала книгу бразильского психолога Паулу Фрейре «Педагогика угнетенных». Но для меня картинка не сложилась воедино до тех пор, пока я сама не начала преподавать. Паулу Фрейре писал, что преподавание состоит в том, чтобы студенты смогли стать самими собой.
Следуя этой логике, я создала отдельную образовательную программу в Калифорнийском университете искусств — только для женщин. Ректор, надо сказать, был мной очень недоволен, он сказал: «Слушай, как ты это себе представляешь?». Я зашла дальше и сказала: «Давай наймем в программу еще и женщин-педагогов», а тогда, нужно сказать, состав педагогов был очень моногендерным — в университете преподавали только мужчины.