История бизнеса Александра Щукина и подоплека его уголовного дела

ForbesБизнес

«Мориарти наших дней»: что стоит за статьями об «олигархе» Щукине в западной прессе

Сергей Титов

1-tass_18726431.jpg__1567697868__84702.jpg
Фото Кирилла Кухмаря / ТАСС / Александр Щукин с 1990-х строил в Кузбассе свою бизнес-империю, но в 2016 году был арестован.

Бывший кемеровский горнорабочий Александр Щукин в 1990-е стал угольным промышленником, в 2000-е вошел в список Forbes, а в 2010-х — уже несколько лет сидит под домашним арестом по уголовному обвинению. На Западе он герой публикаций крупнейших изданий и даже фильма, который рекламировался на лондонских автобусах. Forbes рассказывает историю бизнеса Щукина и подоплеку его дела.

Автомобиль уносил юриста Дмитрия Цветкова прочь от лондонского Сити, где он встречался с адвокатами. Был пасмурный январь 2019 года. Бывший студент Дмитрия Медведева и Николая Егорова (юрист, однокурсник Владимира Путина) устроился на заднем кресле, и тут его смартфон завибрировал. На экране высветилось фотосообщение от его знакомого Ильдара Узбекова: во всю длину лондонского красного автобуса красовался анонс фильма Blood Coal Money («Кровавые угольные деньги») и — портреты Узбекова и его тестя Александра Щукина. Цветков решил, что это розыгрыш. Но такие автобусы попадались водителю Цветкова на обратном пути, о чем тот и сообщил шефу.

Медийный интерес к Щукину и Узбекову давно вышел за пределы России. О них пишут Times, Guardian, Wall Street Journal, El Pais. Русскоязычные ресурсы приписывают родственникам коррупционные схемы и захваты шахт, а также связывают их с деньгами полковника Захарченко, исчезновением людей и «молдавской прачечной». Чем прославились бывший участник «Золотой сотни» Forbes и его зять?

Щукин ГРОЗ

Потомственный шахтер Александр Щукин окончил Московский горный институт в 1985 году и вернулся в родной Кузбасс. Здесь он три года проработал ГРОЗом (горнорабочий очистного забоя) и бригадиром нескольких шахт. Принятый в 1988 году закон о кооперации подтолкнул 37-летнего Щукина к собственному делу. Он занимался сбором металлолома. А в 1989 году вместе с женой запустил транспортную компанию «Горняк», которая перевозила уголь с кемеровских шахт.

В начале 1990-х Щукин организовал добычу «своего» угля на брошенном Байдаевском разрезе. Этот бизнес принес первые серьезные деньги. На них Щукин купил блокпакет акций шахты Полосухинской. Шахтой руководил бывший начальник Щукина Игорь Гладун, предприятие было молодым и перспективным: с запасами более 100 млн т оно запустилось лишь в 1985 году. И акционировалось одним из первых в стране.

Несмотря на сложный характер и склонность к резким высказываниям, Щукин зарекомендовал себя хорошим хозяйственником, вспоминает Гладун. Сначала он доверил Щукину перевозки угля и шахтеров Полосухинской: «Ни одного срыва не было». «Я все контролирую сам: встаю в 6 утра и ложусь в 12 ночи», — рассказывал Щукин. В 1996-м, когда Гладуну потребовалась операция на сердце, он перебрался в Москву и оставил шахту на Щукина.

Полосухинская, как и все угольные предприятия, утопала в долгах и была на грани остановки. Добыча снизилась в три раза, до 50 000 т в месяц, шахтерам по полгода задерживали зарплату. Денег не хватало ни на оборудование, ни на транспортировку и обогащение угля. Щукину срочно были нужны влиятельные партнеры.

Сила партнерства

«История создания «Сибуглемета» была основана не на жажде приватизации», — уверяет один из основателей холдинга Владимир Мельниченко. По его словам, это была необходимость: «Чтобы обеспечить выживание предприятий, которыми мы руководили на госслужбе».

Мельниченко и еще три выходца из госконцерна «Кузнецкуголь» (в него входила и Полосухинская) Анатолий Смольянинов, Анатолий Скуров и Валентин Бухтояров создали «Сибуглемет» в 1995 году. К концу 1990-х это был один из крупнейших трейдеров кузбасского угля с собственными предприятиями и оборотами в сотни миллионов долларов.

В одном из интервью Щукин рассказывал, что в 1999 году Смольянинов предложил ему партнерство. Бывший партнер Щукина утверждает, что тот сам попросился в «Сибуглемет»: «Он бы не выжил. Таких предприятий [как Полосухинская] было много. Либо их кто-то поглощал, либо они банкротились». Мельниченко же говорит, что это была «взаимовыгодная ситуация»: «Мы получили дополнительные ресурсы, Щукин — доступ к налаженной системе продаж и взаиморасчетов».

Так или иначе, Щукин стал равноправным партнером основателей «Сибуглемета» и получил деньги на переоснащение шахты, погашение долгов и строительство обогатительной фабрики. А в обмен обязался продавать весь свой уголь через общую трейдинговую структуру. В холдинге Щукин отвечал за производство на Полосухинской и Антоновской шахтах, Скуров — за основной актив «Сибуглемета» — разрез Междуреченский, Мельниченко — за логистику и экспорт, Бухтояров — за финансы. Смольянинов в 2002 году вышел из бизнеса.

В партнерстве с «Сибуглеметом» дела Щукина пошли в гору. В 2005 году он впервые попал в «Золотую сотню» Forbes с состоянием $450 млн. В 2007-м добыча на Полосухинской составляла 3,2 млн т (28% добычи всего «Сибуглемета»), выручка — $96 млн, EBITDA — $26 млн. К этому времени семья Щукина консолидировала более 70% акций Полосухинской. Бывший шахтер также инвестировал «десятки миллионов долларов» в создание агрохолдинга на 20 000 га, региональную сеть «Центрпродсервис» из 36 магазинов, автозаправки, аптеки и даже собственный банк. Кроме того, вместе с сооснователем «Сибуглемета» Валентином Бухтояровым и еще двумя партнерами Щукин, по оценкам, за $200 млн приобрел «Талдинскую горнодобывающую компанию» — две шахты с общей добычей 3 млн т. Эта покупка заложила бомбу под «Сибуглемет», а отзвуки ее взрыва до сих пор слышны в судах по всему миру.

Трудный возраст

«Какова глубина кризиса и когда он закончится?» — вопрошал Владимир Путин, восседая во вращающемся офисном кресле в столовой на Полосухинской. Вокруг него в два ряда расселись горняки. Среди тех, кто пришел на встречу с премьером в марте 2009 года, был и Щукин. Вопрос Путина про кризис повис без ответа, и премьер пообещал, что «2009 год будет трудным».

Путин неслучайно отправился именно к угольщикам. В результате мирового финансового кризиса цены на российский уголь в начале 2009-го рухнули с $225 до $50 за тонну. Выручка «Сибуглемета» за 2009 год обрушилась на 10 млрд рублей, добыча на Полосухинской упала на 240 000 т. Незадолго до этого Бухтояров продал Щукину долю в совместном угольном бизнесе. А затем предложил партнерам и свой пакет в «Сибуглемете», рассказывает его знакомый и подтверждает Мельниченко. Сделка не состоялась, но обозначила разногласия партнеров.

Отношения обострились с тех пор, как Щукин с Бухтояровым начали развивать собственный угольный бизнес. Скурова и Мельниченко просто «поставили перед фактом», несмотря на очевидный конфликт интересов, рассказывает их знакомый. «У нас со Скуровым восторга это не вызывало», — подтверждает Мельниченко.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Психологический портрет: что такое синдром незавершенных дел и синдром Феникса Психологический портрет: что такое синдром незавершенных дел и синдром Феникса

Психология: что лежит в основе синдромов Феникса и незавершенных дел?

Forbes
Как выбрать кабель для зарядки смартфона Как выбрать кабель для зарядки смартфона

Немногие знают, что выбрать кабель для смартфона тоже нужно уметь

Популярная механика
Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов Девушки и яйца: как стильные и вкусные завтраки приносят сотни миллионов

Как две девушки сделали бизнес на блюдах с яйцами?

Forbes
Нулевая ступень Нулевая ступень

Весной 2019 года в небо поднялся самолет с самыми большими крыльями в истории

Популярная механика
Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать? Тишина в голове: может ли человек какое-то время вообще ни о чем не думать?

Можем ли мы добиться абсолютной ментальной тишины в голове?

ТехИнсайдер
Притер и не заметил: что будет за ДТП на парковке Притер и не заметил: что будет за ДТП на парковке

Как сохранить права после незначительной аварии во дворе

РБК
Чужая война: как избавиться от привычки судить других Чужая война: как избавиться от привычки судить других

Лариса Парфентьева собрала 33 истории из жизни разных людей

Forbes
«В удачу я не верю» «В удачу я не верю»

Александра Устюгова в октябре будет можно увидеть на сцене «Вегас Сити Холла»

Добрые советы
Подала голос Подала голос

Селин Дион – наш новый модный инфлюенсер

Grazia
Как знакомство в дейтинг-приложении Badoo может перерасти во что-то серьёзное? Как знакомство в дейтинг-приложении Badoo может перерасти во что-то серьёзное?

5 проверенных лайфхаков, которые помогут перевести метч в нечто большее

Cosmopolitan
«Это была катастрофическая ошибка»: как Майкл Калви оказался за решеткой «Это была катастрофическая ошибка»: как Майкл Калви оказался за решеткой

Все детали самого громкого корпоративного конфликта в российском бизнесе

Forbes
«Уходить надо на пике» «Уходить надо на пике»

Александр Цыпкин одарен многими талантами, но главное его занятие — литература

OK!
Миром правит Кэш Миром правит Кэш

Как эстонец Томми Кэш побеждает снобизм в мире современного искусства

Vogue
«Цены подскочат от этой атаки»: как повлияют на рынок нападения дронов на саудовские НПЗ «Цены подскочат от этой атаки»: как повлияют на рынок нападения дронов на саудовские НПЗ

Саудовская Аравия официально подтвердила сокращение добычи нефти

Forbes
Новые адреса на бьюти-карте Москвы Новые адреса на бьюти-карте Москвы

Четыре пространства, где шопинг отличается небанальностью

РБК
Когда эмпатия причиняет вред Когда эмпатия причиняет вред

Как не переступить грань, за которой эмпатия вредна?

Psychologies
Нужна ли детям безопасная среда? Нужна ли детям безопасная среда?

Может ли ребенок изучить окружающий мир и обойтись совсем без негативного опыта?

Psychologies
Мы пойдем другим путем! Мы пойдем другим путем!

Наши советы позволят не потратить впустую ни рубля на косметику

Cosmopolitan
Первый в мире лазерный принтер без картриджа: уже в России Первый в мире лазерный принтер без картриджа: уже в России

В России этим летом появилась в продаже линейка принтеров и МФУ без картриджа

Популярная механика
Красота-2019: почему миллениалов больше не интересует внешний лоск Красота-2019: почему миллениалов больше не интересует внешний лоск

Разбираемся, как изменилась бьюти-индустрия благодаря поколению Y

Forbes
Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию Меняем курс: как мировые бренды воюют за женскую аудиторию

Чем дальше, тем сильнее конкуренция мировых брендов за женскую аудиторию

Forbes
Сергей Сафронов: «После развода моя семья стала только больше» Сергей Сафронов: «После развода моя семья стала только больше»

Иллюзионист признался, почему не обращается к ясновидящим

StarHit
Самые любимые города Самые любимые города

Тюмень снова возглавила рейтинг крупных городов России

Русский репортер
Танкисты встретились офлайн на Wargaming Fest Танкисты встретились офлайн на Wargaming Fest

В Минске прошел фестиваль «Wargaming Fest: День танкиста»

CHIP
Вечно молодые?.. Вечно молодые?..

Взрослеть больше необязательно?

Лиза
«Есть новая потребность — в вечной жизни»: Марина Мелия и Борис Ким о том, что могут коучи, шарлатанах и Тони Роббинсе «Есть новая потребность — в вечной жизни»: Марина Мелия и Борис Ким о том, что могут коучи, шарлатанах и Тони Роббинсе

Стало ли со времен Кашпировского меньше шарлатанов

Forbes
«С прошлым можно экспериментировать» «С прошлым можно экспериментировать»

Насколько сильно влияют на нас события детства?

Psychologies
Когда я ем, я глух и нем: как музыка влияет на наш аппетит и решения о покупках Когда я ем, я глух и нем: как музыка влияет на наш аппетит и решения о покупках

Как музыка в ресторанах и магазинах влияет на то, что и когда мы покупаем?

Psychologies
Ого-гонь XXI века Ого-гонь XXI века

Со времен палки-копалки человечество пугали и завораживали пожары

Maxim
Осень на Кипре Осень на Кипре

Отправляйтесь отдыхать туда, где в октябре намного лучше, чем в высокий сезон

StarHit
Открыть в приложении