Модные и бездомные: как цифровая экономика изменила стиль жизни и географию деловых людей
С каждым годом все интереснее наблюдать, как цифровые технологии оказывают все большее влияние на нашу повседневную и деловую жизнь. Например, многие покидают привычные рабочие места или и вовсе не устраиваются на офисную работу, становясь цифровыми кочевниками — digital nomads. Forbes Life изучил, как «жизнь без дома» стала самым модным трендом в мире.
С каждым годом все интереснее наблюдать, как цифровые технологии оказывают растущее влияние на нашу повседневную и деловую жизнь. Например, многие покидают привычные рабочие места или и вовсе не устраиваются на офисную работу, становясь цифровыми кочевниками (от англ. digital nomads). Основатель сервиса Nomad List Питер Левелс предсказывает, что к 2035 году по всему миру будет насчитываться 1 млрд дистанционных работников. При этом у цифровой экономики есть не только сторонники, но и противники, которые считают недостатком то, что ее процессы вытесняют миллионы рабочих мест и, способствуя распространению идей свободы личности и глобализации, представляют угрозу для государства как аппарата, стремящегося перевести мир на оседлый образ жизни. Тем не менее многие страны продолжают рассматривать цифровизацию как один из приоритетов развития. В этом году рейтинг лучших цифровых экономик Digital Society Index 2019 возглавили Сингапур, США и Китай. Многие компании уже добились значительного улучшения жизни сотрудников и клиентов, задействовав новые технологии и пересмотрев старые бизнес-модели. Важную роль в этой «экосистеме» играют именно цифровые кочевники — кто же они?
Кто такие digital nomads
Digital nomads, или цифровые кочевники, — это категория людей, ведущих мобильный образ жизни и использующих цифровые технологии для выполнения своих профессиональных обязанностей. Как правило, они работают удаленно из дома, гостиницы, кафе, коворкинга, библиотеки и т. д., выполняя задачи, которые раньше решались в пределах стационарного рабочего места. Сама идея «нового кочевничества» появилась еще в 60-е годы XX века в работах философа и теоретика массмедиа Маршалла Маклюэна. Позже, в 1970–1980-е годы родилась номадология Жиля Делеза, а в 1980 году Жак Аттали использовал термин «кочевники» в отношении двух категорий людей: состоятельных, которым не нужно работать и жить в одном месте, а также менее зажиточных, которые вынуждены мигрировать в поисках работы. Однако развитие технологий внесло свои коррективы, и теперь ключевым фактором для возможности кочевого образа жизни является не столько финансовое положение, сколько наличие доступа в интернет, а также необходимых знаний и навыков для того, чтобы зарабатывать онлайн. Обычно цифровые кочевники используют следующие способы заработка: фриланс, работа удаленным сотрудником в компании, предпринимательство, пассивный доход.
Наиболее популярными профессиями среди digital nomads сегодня являются веб-дизайнер, интернет-маркетолог, онлайн-преподаватель, журналист, копирайтер, контент-менеджер, инфлюенсер, SMM-менеджер, data scientist, руководитель проектов/продуктов. Кстати, вопреки опасениям о печальном будущем женщин в цифровой экономике, существует мнение, что именно они в эпоху цифровизации будут получать больше рабочих мест. Так, в опубликованном докладе McKinsey Global Institute (MGI) говорится о том, что к 2030 году благодаря автоматизации и цифровизации в мире появится более 170 млн дополнительных рабочих мест для женщин. Эти цифры превышают показатели дополнительных рабочих мест для мужчин, которые возникнут на рынке в ближайшие годы. Рост занятости среди женщин эксперты MGI связывают со стремительным развитием индустрии здравоохранения, в которую традиционно вовлечено большее количество женщин. Также большее количество рабочих мест