У них всё серьёзно
Что делать, если ребенок пришёл к вам с трогательным признанием в новом чувстве и просит совета? Или не просит, но соглашается выслушать? Как реагировать, что говорить и как понять, есть ли повод для волнения (а они, конечно, бывают), – рассказывает психолог Мария Зеленова.
Как реагировать
Тут есть три важных момента. В первую очередь, порадуйтесь, что маленький человек пришёл рассказать об этом именно вам. Неважно, сколько ему лет. Это сигнал, что ребёнок доверяет, готов поделиться с вами чем-то очень значимым, личным. И это здорово, к чему бы оно дальше ни привело.
Во-вторых, не обесценивайте чувства ребёнка словами: «Какая любовь может быть в вашем возрасте», «Вот вырастешь, тогда мы с тобой поговорим». Часто родители делают это, пытаясь предотвратить травму разочарования от несчастной любви. Но очень обижают такими словами. Психологически ребёнок, даже очень маленький, испытывает настоящую влюблённость наравне со взрослым. И объектом любви может быть кто угодно: не только сверстник, но и учитель, воспитатель, мамина подруга или папин друг.
В-третьих, покажите своё участие и желание разделить с ребёнком это чувство, относитесь к нему уважительно. Даже если к вам пришёл шестилетка со словами: «Это Катя, мы вместе ходим в детский сад, и она будет жить с нами». Обсудите с ним, как он видит их совместное будущее, как это будет, не возражают ли родители «жениха» или «невесты» и т. д. Для ребёнка переживаемые чувства реальны и сильны.
Что говорить
Расспросите его о том, что именно он чувствует. Попросите его это описать. Он может ощущать тепло в области живота – те самые «бабочки». Или говорить о том, что ему тяжело дышать рядом с объектом страсти или у него подкашиваются ноги. Поговорите с ребёнком о том, как он выражает эти эмоции. Поддержите, что любовь – прекрасное чувство. И что другие сложные чувства, как смущение, испытывать тоже нормально. И главное – спросите, делает ли его это самое чувство счастливым. Обсуждение поможет понять ценность чувства, реальную значимость и анализировать свое эмоциональное состояние в будущем.
Часто дети спрашивают родителей, как обратить на себя внимание, как понравиться. И вот уже разговор в разном возрасте будет немного отличаться.
Малышам (до 7 лет), прежде всего, нужно рассказать про личные границы. Объясните, что не стоит обнимать и целовать того, кто этого не хочет, или навязывать общение. Он или она вправе сказать «нет», не потому, что ты плохой, просто они не готовы к контакту или выражают свои чувства иначе. Сначала нужно спросить: «Можно тебя обнять?», «Хочешь со мной поиграть?» и т. п. Это про уважение к чувствам и желаниям другого. И если в семье об этом говорят и у ребенка есть четкое представление о границах, родители слышат его «нет» и принимают его не как каприз и непослушание, а как позицию, то он будет внимательнее прислушиваться и к своим потребностям и желаниям, и во взрослой жизни будет избегать токсичных отношений.