Дженнифер Энистон. «Друзья» навсегда
«Девчонка из соседнего двора» или «Американская любимица» — так долго называли Дженнифер Энистон. Что это значит? Непринужденная, простая и славная девушка, с которой можно перекинуться словечком и не только брать с нее пример, но и с легкостью себя с ней сравнивать. Возможно, Дженнифер Энистон и была такой в начале своей звездной и очень непростой карьеры. Но она достигла олимпийского статуса, будучи уже почти 30 лет одной из самых популярных, знаменитых и узнаваемых актрис в мире.
Дженнифер, которой исполнилось 54 года, — яркая представительница американской поп-культуры. Она не только играет в кино, она его продюсирует. Фильмы с ее участием заработали в совокупности порядка 1 миллиарда 600 миллионов долларов. Состояние актрисы (полученное в том числе благодаря рекламным контрактам) составляет 320 миллионов долларов. И эта цифра продолжает расти. В возрасте, когда карьера у большинства актрис сходит на нет (и чаще всего не по их доброй воле), Энистон по-прежнему очень востребована. Тем более что, превратившись в серьезную и уважаемую актрису, внешне она совсем не изменилась. Выглядит почти так же, как ее героиня Рэйчел в знаменитом и популярнейшем сериале «Друзья».
На вершину славы актрису вознесла роль именно в «Друзьях». За десять сезонов (с 1994 по 2004 год) участия в шоу Дженнифер получила множество престижных наград и премий и попала в Книгу рекордов Гиннесса, став самой на то время высокооплачиваемой актрисой на телевидении. Миллион долларов за эпизод — неслыханный в те годы гонорар за роль в ситкоме. Интересно, что в 2017 году журнал Forbes поставил ее на второе место в списке самых высокооплачиваемых актрис. Но благодаря «Друзьям» Энистон получила не только всемирную известность. У этой славы была и своя оборотная сторона. Дженнифер нужно было доказать, что она способна на большее, то есть может играть и другие роли, непохожие на Рэйчел из сериала, выйти из ее тени. И желательно сыграть их на большом экране. И она все получила — начиная от участия в романтических комедиях до вполне серьезных и достойных, по мнению самых строгих кинокритиков, «Оскара» фильмов.
Возвращение же актрисы на телевидение после сознательного ухода случилось в 2019 году в телесериале «Утреннее шоу». И стало столь же триумфальным, как и начало актерской карьеры Энистон на телеэкране. «Утреннее шоу» — один из самых престижных и отмеченных критиками телесериалов. Роль журналистки Алекс Леви, ведущей популярнейшей ежедневной утренней новостной программы, оказалась идеальной для Дженнифер. Недаром сама актриса считает эту роль самой сложной и самой лучшей в своей карьере. Алекс (прототип героини — знаменитая американская теледива Дайан Сойер) сталкивается со множеством серьезных проблем — уходом ее многолетнего партнера по утреннему эфиру и появлением соперницы, амбициозной журналистки из провинциального города, которую играет Риз Уизерспун. Уизерспун — подруга Энистон, и они вместе с Дженнифер являются и продюсерами этого шоу. Риз одной из первых сумела пробиться в мужской «продюсерский клуб», наглухо закрытый в Голливуде для женщин. И вдохновила своих подруг-коллег тоже не ограничиваться актерской стезей, а брать дело в свои руки. Два года Дженнифер с Риз не покладая рук работали, чтобы проект увидел свет. Им обеим, особенно Энистон, хорошо знакомы психологические и сюжетные перипетии сериала. Алекс Леви, привыкнув быть звездой программы, которую смотрят за завтраком миллионы американцев, вынуждена пересмотреть свою жизненную и профессиональную позицию. Как остаться телезвездой и одновременно принять и понять новую реальность? Каким образом можно (и нужно ли) совместить свой многолетний опыт и современные веяния, противостоять свежим взглядам молодых ведущих? Эта роль настолько же далека от забавной, милой и легковесной Рэйчел Грин из «Друзей», по словам одного остроумного критика, насколько отличаются «чашка пенистого капучино после обеда на прогулке в парке и двойного эспрессо, принятого на пустой желудок ранним утром».
«Утреннее шоу» раскрывает закулисье и изнанку работы телевизонной студии, в ежедневном режиме выпускающей новостную развлекательную программу. Показывает образ жизни телеведущих, их взаимоотношения со всеми важными участниками процесса, невидимыми зрителям. Дженнифер признается, насколько отличалась работа над «Утренним шоу» в сравнении со съемками «Друзей»: «Я приходила в 10 утра и в 5 часов уже уходила из студии. Здесь же после целого дня репетиций и съемок дома я продолжала допоздна отсматривать материалы, а уже в 5 утра нередко приезжала на телестудию, где выпускают реальное утреннее шоу «Доброе утро, Америка», самое популярное в стране, чтобы своими глазами увидеть эту рабочую матрицу». После того как съемочный процесс завершился, актриса «целую неделю не вылезала из постели — такая навалилась усталость».
Эта история невероятно интересна и уникальна еще и тем, что второй сезон закончился буквально в прямом эфире — началом пандемии и болезнью героини Дженнифер Энистон. Репетировали в масках, соблюдая протоколы, после съемок расходились и не могли друг с другом встречаться. Бесконечные тесты, проверки, опасения, нервотрепка — непростые выдались семь месяцев. Недавно она закончила сниматься в комедии «Убийство в Париже», сиквеле их с Адамом Сэндлером (съемки проходили на Гавайях и в Париже) фильма «Убийство на яхте». Актеры играют супругов, случайно, но не совсем случайно, оказавшихся в роли детективов-любителей. Энистон продолжает работу над третьим сезоном «Утреннего шоу», которое уже принесло ей престижную награду. Совсем недавно стало известно еще об одном проекте. Главные роли в нем сыграют Энистон и Джулия Робертс. Две американские любимицы в одном фильме — это, безусловно, станет событием.
В детстве Энистон была гадким утенком. Во всяком случае, такой она себе казалась. Пухленькая, с копной непослушных кудрявых волос, она не пользовалась популярностью в школе. Перепробовала, по ее словам, все средства для того, чтобы обуздать кудряшки. Кто бы ей тогда сказал, что с началом актерской карьеры в «Друзьях» ее волосы и прическа станут — и остаются до сих пор — образцом для подражания, предметом обожания и зависти для миллионов женщин. И принесут, добавим, огромные деньги, ведь самые известные в мире компании, производящие продукты для ухода за волосами, будут бросать к ее ногам рекламные контракты. Когда отец, известный сериальный актер Джон Энистон, грек по происхождению, получил главную роль в долгоиграющей мыльной опере (она шла больше 50 лет!), семья переехала из Калифорнии, где Дженнифер родилась 11 февраля 1969 года в Шерман-Оукс, в Нью-Йорк. Поначалу Дженнифер не слишком страдала, оказавшись в городе, где солнце светит не круглый год, как это происходит в Калифорнии. Но в доме до поры было весело, приходили гости, друзья родителей, греческие родственники отца. Джен обожала эти взрослые вечеринки, на все была готова — петь, танцевать, играть со взрослыми в шарады — лишь бы подольше не отправляли спать. Снова и снова выскальзывала из спальни и врывалась в гостиную — навстречу раскатам веселого смеха.
Но вскоре атмосфера в доме изменилась. Отношения между родителями становились все более напряженными. Дженнифер как могла старалась разрядить обстановку, смешила, клоунадничала в надежде, что вновь зазвучит смех и звонко зазвенят бокалы с шампанским в руках гостей. Кажется, она именно тогда, еще совсем ребенком, освоила ремесло, которым будет зарабатывать на жизнь, пытаясь отвлечь себя и других от печальных событий. Но однажды вернувшись домой с дня рождения подружки, девятилетняя Дженнифер узнала, что отец с ними больше не живет.
В школе для особо одаренных детей, куда ее перевела мать, не рекомендовали детям смотреть телевизор. Мать запретила дочери даже подходить к нему. Еще и потому, что прекрасно знала, как важно для Дженнифер смотреть мыльную оперу с участием отца. А у нее это и впрямь в ту пору была практически единственная возможность вступить с ним хоть в какой-то контакт. С матерью у Дженнифер отношения разладились давно. Нэнси, бывшая модель, роскошная, красивая, блистательная (хотя и неудавшаяся актриса), была слишком критично к ней настроена. Дженнифер на нее совсем не походила. Нэнси же не умела прощать. Всегда держала камень за пазухой, плюс у нее была железная выдержка. Ее поведение часто выглядело мелочным и недобрым, также она обладала неудержимым темпераментом. Еще и поэтому, наверное, Дженнифер всегда предпочитает разговаривать и вести себя максимально спокойно. Не забудет, как однажды потеряла контроль и начала визжать. А мать посмотрела на нее и захохотала...
В школе в престижном районе Верхнего Манхэттена учились избалованные дети богатых родителей, привыкшие, что все их желания беспрекословно выполняются. Умение нарастить кожу и развивать чувство юмора — на стороне Дженнифер оставались только эти союзники. Иначе как было пережить, например, случай, когда милые одноклассницы опрокинули ей на голову и на новое праздничное платье добытое непонятно где ведро с краской? Смех — лучшее лекарство. А комики, как известно, в реальности самые печальные люди. Им приходится бог весть как себя мучить, чтобы рассмешить и порадовать тех, кому они хотят понравиться. Дженнифер довольно быстро это себе уяснила. И хотя сумела со временем и сбросить вес, и превратиться в «модную штучку», все равно продолжала еще долго относиться к себе как к школьной клоунессе.
Впервые Дженнифер пошла на прослушивание, когда поступила учиться в Высшую школу исполнительских искусств. Получила роль, но в последнюю минуту струсила и, сославшись на необходимость срочно заменить товарку в кафе, где подрабатывала, позорно сбежала. Дебютировала в спектакле «Турандот» на следующий год. Один из преподавателей в школе, бывший русский артист, посоветовал не тешить себя иллюзией обрести успех на актерском поприще. Чуть позже стало ясно, почему ее постигали неудачи. Дженнифер страстно мечтала играть драматические роли, чтобы задеть людей за живое, тронуть их, вызвать слезы. Но вместо этого публика обычно смеялась. К счастью, когда она уже подвизалась в небольших ролях на сценах бродвейских театров, упорно продолжая вызывать своим появлением лишь смех, кто-то открыл ей очевидную правду. Играла Энистон в пьесе Чехова, и совсем не смешную героиню. Но она сыграла ее так, что было смешно. И этот человек спросил ее: «Почему ты боишься быть смешной? Только потому, что у тебя есть этот дар от природы?» — «Как вы смеете! Я — драматическая актриса!» На следующий вечер она вновь вышла на сцену и неожиданно обнаружила, что смотрит прямо на смеющегося Аль Пачино. Он сидел в маленьком зальчике вместе с Дайан Китон и хохотал. Не могла поверить — неужели она рассмешила самого Пачино, прославленного мастера, величайшего актера? И в этот момент наконец-то поверила в себя. Комедия спасла ее жизнь. Это тот целебный бальзам, заставляющий людей улыбаться и забывать о своих проблемах хотя бы ненадолго.
Все эти годы Энистон зарабатывала на жизнь чем угодно, но только не актерством. Обслуживала посетителей в затрапезных ресторанчиках. Как-то устроилась продавать таймшеры — это было модно. Но телемаркетинг оказался не ее историей. Дженнифер не удалось совершить ни одной сделки. А самой короткой работой оказалась должность курьера. На велосипеде она развозила почту и посылки в Нью-Йорке. Продержалась всего два дня. Нет, она хорошо каталась, вот только с топографией плохо было дело. Никак не могла найти нужный адрес. И при случае Энистон всегда просит прощения у тех людей, кому не довезла вовремя почту.
Отец посоветовал вернуться в Лос-Анджелес. Его Дженнифер всегда очень любила, хотя и частенько на него обижалась. Однажды он пригласил дочку — ей было 13 лет — поучаствовать в массовке на съемках сериала. Даже оказаться в кресле гримера было волнующим событием. Уже во время съемки к ней подошли и попросили поменяться местами с другой девочкой. Произошло все очень быстро, и только потом, по дороге домой, отец обмолвился, что это он попросил — иначе Дженнифер даже не попала бы в кадр. Она тогда испытала чувство унижения и стыда. Из-за нее, дочки актера, другую девочку буквально отодвинули от камеры. Она до сих пор помнит, как оставшуюся дорогу они в молчании шли по Бродвею в сторону дома.
Джон Энистон, ветеран экрана, никогда не хотел, чтобы она становилась актрисой. Он боялся, что эта работа разобьет дочери сердце и она проведет годы в состоянии тревоги и стрессов. Отчасти Энистон двигало желание доказать отцу, что она готова ко всему. Доказать, что вопреки обстоятельствам у нее достаточно если не амбиций, то природного оптимизма. Хотела доказать, на что способна, и выбрала веру, надежду и возможность смотреть вперед. Даже когда работала официанткой, хоть и ненавидела эту работу, она чувствовала себя счастливой. Говорила себе, что еще обязательно повезет и подвернется что-то стоящее. И хотя явно раньше времени ощутила себя взрослой, могла собой гордиться. Ни о чем она так не мечтала, как вырваться из дома, где ее ждала контролирующая и вечно недовольная Нэнси. Мать так и не могла смириться ни с внешностью дочери, ни со своей собственной судьбой неудавшейся актрисы.