Новый деликатес: кто зарабатывает в России на растительном мясе, которое дороже мраморной говядины
Растительное мясо без сои — новый тренд на мировом гастрономическом рынке. Американские производители «немяса» привлекают сотни миллионов инвестиций и бьют рекорды на IPO. Россия только начинает тестировать альтернативу привычной говядине. Forbes разобрался, как устроена экономика эко-экзотики и кто уже успел заработать на ажиотаже вокруг мяса «без греха».
«Чтобы купить Tesla, нужно много денег. А чтобы купить бургер с растительным мясом и выразить тем самым свою позицию, достаточно $6», – емко выражает суть своего проекта Beyond Meat его основатель Итан Браун. Еще десять лет назад он начал экспериментировать с производством растительного мяса — продукта, напоминающего говяжью котлету по вкусу, виду и структуре, но при изготовлении которой не страдают коровы и озоновый слой Земли.
Идея понравилась инвесторам — Beyond Meat привлекла финансирование на $550 млн. Среди тех, кто вложился в компанию, были миллиардер Билл Гейтс, актер Леонардо ди Каприо и бывший гендиректор McDonald's Дон Томпсон. Beyond Meat не стала останавливаться на говяжьих котлетах и научилась производить экологически безвредную курятину, сосиски и колбасу. В мае 2019 года компания вышла на IPO, которое СМИ окрестили триумфальным: акции, размещенные по $25 за штуку, за день подорожали более чем вдвое, а капитализация компании, таким образом, достигла $3,4 млрд. Спустя менее полугода она стоит уже $9,4 млрд.
В апреле 2019 года Beyond Meat пришел в Россию — как выяснил Forbes, благодаря желанию основателя ресторанного холдинга White Rabbit Family Бориса Зарькова выделиться среди конкурентов.
Котлеты для Гейтса и Ди Каприо
История компании Beyond Meat началась в 2009 году. Стартап основал американец Итан Браун, которому на тот момент было 37 лет. Браун вырос в Вашингтоне, в профессорской семье. У его отца было хобби — сельское хозяйство, и почти каждые выходные семья отправлялась на свою молочную ферму в штате Мэриленд. Этот опыт заставил Брауна стать вегетарианцем. «Я провел много времени в общении с коровами. Я искренне полюбил этих животных и был очарован ими», — рассказывал Итан в одном из интервью.
Увлеченный темой ответственного потребления, Браун сделал карьеру в сфере «зеленой» энергетики: почти 10 лет проработал в компании PEM Ballard Power Systems, которая производит экологически чистое топлива. Браун действительно болел за свое дело: изучал исследования о разрушении озонового слоя Земли и искал способы минимизировать губительные для экологии последствия человеческой деятельности. «В какой-то момент я начал понимать, что домашний скот влияет на климат больше, чем многие другие факторы, с которыми я боролся на своей работе», — вспоминает Браун.
Вдохновленный этим открытием, он решил разработать альтернативу животному мясу. Идея была не новой, но в промышленных масштабах эту задачу на тот момент не удавалось решить еще никому. Браун собрал команду ученых и управленцев, совместно с которыми придумал способ производства мяса только из растительных ингредиентов. В основе производственной системы специальное устройство — экструдер, в котором все ингредиенты смешиваются, обрабатываются паром, давлением и водой. На выходе получается субстанция, похожая по консистенции на куриный фарш. Ингредиенты максимально простые — гороховый протеин, мука, картофельный крахмал, вода, рапсовое и кокосовое масло, специи и никакой сои. Роль бутафорской крови играет свекольный сок.
Одними из первых в стартап поверили известные борцы за сохранение экологии Билл Гейтс и Леонардо ди Каприо. Их интерес к проекту подтверждает, что растительное мясо действительно позволяет приблизиться к решению климатических проблем. По данным Министерства сельского хозяйства США, для производства одного фунта говядины требуется в среднем 308 галлонов (больше 1 000 литров) воды. Кроме того, выращивание скота ради мяса и молока истощает сельскохозяйственные угодья. Около 3 % выбросов парниковых газов в США образуется из метана, выделяемого коровами.
Согласно сентябрьскому отчету Beyond Meat, при производстве Beyond Burgers используется на 99% меньше воды, на 93% меньше земли, создается на 90% меньше выбросов парниковых газов и требуется на 46% меньше энергии, чем для производства говяжьих бургеров. И, конечно, растительные бургеры позволяют отказаться от насилия над животными на фермерских хозяйствах.
Глобальное мясозамещение
За десять лет существования Beyond Meat успела наладить сотрудничество с десятками американских сетей, в числе которых T.G.I. Fridays, Carl's Jr., Target, Bareburger и Del Taco. Растительное мясо можно купить в супермаркетах Whole Foods, Kroger и Safeway. Beyond Meat даже заключила отдельный договор на продажу своих сосисок на нью-йоркском бейсбольном стадионе Yankee Stadium.
После ажиотажа вокруг Beyond Meat, возникшего на фоне его звездного IPO, многие крупные сети быстрого питания стали стремиться ввести хотя бы одну позицию с искусственным мясом в свое меню. Так, в июле 2019 года сеть пончиковых Dunkin' Donuts объявила, что начнет предлагать на завтрак бутерброды с растительным мясом, а в августе 2019 года число партнеров Beyond Meat пополнил и другой гигант мирового фастфуда — KFC. Ресторан KFC в Атланте, который ввел в меню наггетсы и крылышки из искусственного мяса, сразу же осадили клиенты: вся партия нового продукта была распродана за пять часов. В своем Twitter сеть назвала крылышки с растительным мясом «Kentucky Fried Miracle» — «Жареное чудо из Кентукки», по аналогии с оригинальным полным названием сети «Kentucky Fried Chicken» («Жареная курица из Кентукки»).
Идею с растительным мясом подхватили и другие предприниматели. В 2010 году в Голландии заработал проект The Vegetarian Butcher, основанный фермером в девятом поколении Яапом Кортевегом. В 2011-м в Кремниевой долине запустился стартап Impossible Foods, который сделал ставку на ГМО. Из продуктов растительного происхождения производители вычленяют специальную молекулу под названием heme, которая содержится и в растениях, и в животном мясе и отвечает за мясной вкус, генно модифицируют ее и добавляют в продукт. Главный конкурент Beyond Meat привлек порядка $300 млн инвестиций. Недавно компания получила от американских властей разрешение на продажу своей продукции в супермаркетах, а также начала сотрудничество с Burger King — в меню сети появились бургеры с искусственным мясом под названием Impossible Whopper. Еще один известный производитель искусственного мяса — компания Memphis Meats, запущенная в 2015 году в Сан-Франциско. Проект пошел совсем особым путем — он не производит растительное, а выращивает реальное мясо животных в лаборатории. В числе инвесторов Memphis Meats — миллиардер Ричард Брэнсон и тот же Билл Гейтс.