Новые правила: как сохранить потенциал компании при смене владельцев
В текущей ситуации на российском рынке одна из самых обсуждаемых и болезненных тем — возможная смена собственников международных компаний. Какие вызовы могут возникнуть перед новыми владельцами? Кто из управленцев способен взять удар на себя? И как при этом сохранить потенциал компании и команду? Рассказывает партнер STR Suite Наталия Васина.
Кто может уйти и почему
Пока еще рано создавать списки ушедших: многие компании лишь временно приостановили свои операции в России. Но если они все-таки решат закрыть бизнес здесь, то нужно быть готовым к кардинальным переменам. Дело в том, что просто продать или отделить российский офис от международной инфраструктуры невозможно, и вот почему.
Зачастую российские отделения обслуживают еще и соседние страны, а иногда и поставляют товары и услуги в Европу и наоборот. Если подразделение закрыть, придется кардинально перестраивать всю производственную и логистическую цепочку. Другой вариант: в России производили продукты определенной линейки, которая дополняет остальные. В этом случае придется пересматривать еще и ассортиментную матрицу нескольких стран одновременно. Кроме того, если сам бренд принадлежит международной компании, без оформления передачи права локализовать его с другой командой и каналами продвижения не получится.
Поэтому велика вероятность того, что международные игроки если и будут уходить навсегда, то вместе с брендом и продуктом. Их место займут новые российские или международные компании, захватив уже существующую долю рынка. В этом случае российские топ-менеджеры ушедших компаний перейдут к новому владельцу под новым брендом или выйдут на рынок труда.
Кто останется и что будет с их бизнесом
Компании, которые решат сохранить бизнес в России, как вариант, через новых контрагентов, смогут по-прежнему получать поддержку зарубежных офисов, но уже далеко не в таком же объеме. Рассчитывать на инвестиции и развитие бизнеса в ближайшее время не приходится. Это означает, что талантливые управленцы, которые умеют развивать бизнес и создавать стратегии, начнут искать себе другую работу, а поддерживать компанию на плаву останутся просто хорошие исполнители.
Не стоит рассчитывать, что международные компании, уходя с рынка, оставят новым владельцам право пользоваться их брендом, системой контроля качества, ПО и сервисами, базами данных, корпоративными серверами и производственными линиями. Все это нужно будет создавать заново или гарантировать, что все корпоративные и управленческие стандарты будут строго соблюдены. В противном случае бывшие владельцы несут серьезные репутационные риски, сопоставимые или даже превышающие материальный ущерб.