Новая этика: почему в России может быть востребован опыт сталинских судов чести
Если против нелояльного гражданина нельзя возбудить уголовное дело, его можно подвергнуть процедуре общественного осуждения, когда коллеги добровольно сделают то, что нужно властям. Подобную задачу в послевоенном СССР выполняли суды чести. Адвокат Александр Пиховкин считает, что нечто подобное начинает происходить и в современной России.
В конце сентября 2023 года комиссия по этике Санкт-Петербургского университета рекомендовала к увольнению филолога, члена комиссии по русскому языку при российском правительстве, члена орфографической комиссии РАН Светлану Друговейко-Должанскую. Она является автором альтернативного лингвистического исследования, проведенного по инициативе защиты художницы Саши Скочиленко, обвиняемой в распространении фейков об армии (статья 207.3 УК). Эксперту поставлено в вину, что во время суда по этому делу она подвергла критике заключение, выполненное центром экспертиз СПбГУ по заказу следствия, и участвовала в допросе своих коллег — филолога Анастасии Гришаниной и политолога Ольги Сафроновой. Университетская комиссия по этике решила, что тем самым Друговейко-Должанская поставила под сомнение экспертный статус СПбГУ, а также отзывалась о его сотрудниках с «недопустимым сарказмом».
Это уже не первый скандал подобного рода. Весной на заседании комиссии по этике СПбГУ разбирали пацифистские высказывания доцента университета, историка Михаила Белоусова. Дело закончилось увольнением преподавателя, а вскоре Следственный комитет начал по материалам комиссии проверку его высказываний по статье о реабилитации нацизма. Вдобавок к увольнению ученого СПбГУ исключил еще как минимум шесть студентов Института истории. Трое из них в этом году заканчивали обучение в университете, но не были допущены к защите дипломных работ. В университете посчитали, что они дискредитировали «спецоперацию»*. Уволить и исключить универсантов посоветовала ректорату комиссия по этике.
Возможно, такая практика будет распространяться и дальше. По крайней мере, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов поддержал идею СПбГУ о создании комиссий по этике во всех вузах города.
Против «мракобесия»
Подобный подход к этике начинает напоминать институт, существовавший в сталинском СССР в конце 40-х — начале 50-х годов: так называемые суды чести.
Вскоре после победы во Второй мировой войне коалиция союзников распалась на два противоборствующих лагеря. Но практика открытости и тесные связи, сложившиеся за время войны между ведомствами и организациями стран антигитлеровской коалиции — в первую очередь, в среде военных и ученых, — имели некоторый запас хода. Для прекращения таких связей от властей требовались решительные действия. Тут и пригодились суды чести.