Что значит введение цензуры и отказ от свободы слова для российского общества?

ForbesОбщество

«Невеликость жизни должна быть компенсирована величием державы»: зачем власти цензура

О том, что значит введение цензуры и отказ от свободы слова для современного российского общества, Forbes Life поговорил с социологом Алексеем Левинсоном, руководителем отдела социально-культурных исследований «Левада-Центра» (признан иноагентом)

Яна Жиляева

Алексей Левинсон (Фото DR)

«Левада-Центр» (признан иноагентом) проводит социологические исследования в масштабах всей страны с 1988 года. Интервьюерская сеть центра насчитывает более 100 региональных партнеров. Регулярный мониторинг общественного мнения сочетается в центре с аналитической работой. Алексей Левинсон, руководитель отдела социально-культурных исследований центра, рассказал Forbes Life о развитии механизма цензуры в современной России, формировании новой идеологии и о лояльности населения к власти.

— Можно ли утверждать, что за прошедший год в России сложилась система цензуры?

— Думаю, да. Цензура действует. Я не готов описать эту систему, но убежден, что она есть. А что, наверное, важнее, в этом убежден не только я, но и все жители нашей страны. Они думают, что цензура или есть, или должна быть. Но это не та цензура, которая действует в музеях, издательствах и театрах. В массовом сознании цензура — охрана благопристойности, защита нравственности от социального насилия, порнографии, педофилии. Я сейчас говорю о мнении людей, которые пользуются телевизором как основным средством получения информации. Они так же знают про интернет, но обращаются к нему чаще в бытовых и развлекательных целях. Одновременно они убеждены, что в интернете распространяется много всего вредного, от чего надо защищать детей и наших людей в целом. В этом смысле они даже надеются, что цензура есть.

— Почему вдруг такое массовое внимание к тому, что, например, происходит с директором Третьяковской галереи? Хотя даже среди посетителей музеев и театров (а это не больше 5% жителей крупных городов) мало кому известно, как зовут директора Третьяковской галереи. И тут в соцсетях поднимается широкая волна обсуждений, правильно ли такой-то или такая-то развивали вверенный им музей.

— Большинству населения действительно нет дела ни до того, что происходит в Третьяковской галерее, тем более в ее администрации, ни до того, что происходит в театрах. Эти проблемы беспокоят чиновничество и депутатов. У них собственные мотивы, потому что они поняли, что сегодня охранительная установка — главная. Есть сигнал: власть смотрит на культуру и медиа. И поскольку чиновники ловят этот сигнал, они проявляют рвение, ищут, кого бы, где бы выявить как нарушителя этих зачастую самоустанавливающихся правил.

Если выявили — считается, что это пойдет на пользу их репутации и карьере. Дело достаточно хорошо известное, особенно по истории нашей страны. Наверное, кто-то из депутатов и чиновников искренне думает, что устои общества могут быть поколеблены «неправильными» режиссерами, художниками и журналистами. Но не берусь даже сказать, какова доля этих искренних борцов.

На мой взгляд, важнее прийти к пониманию, почему с начала «спецоперации»* со стороны власти появилось такое сверхтрепетное отношение к событиям в символической сфере. Когда события мельчайшего масштаба, например, выход одного человека в одном городе с одним листком бумаги в руках воспринимается как что-то, несущее большую опасность, что необходимо пресекать. На борьбу с такими явлениями, которые могут считаться ничтожными, теперь направлены серьезные силы репрессивного аппарата.

Мы помним, как по улицам городов, Москвы в частности, ходили десятки тысяч людей, которые несли плакаты с прямыми обвинениями в адрес руководства страны или с какими-то издевательскими шутками. Такой острой реакции на это не было, как и никакого видимого потрясения общества. Власть эти демонстрации не поколебали. По сравнению с теми митингами сейчас вспыхивают только отдельные искорки — это одна тысячная от прежних событий, а на подавление, на искоренение таких мельчайших проявлений направлены куда большие силы и куда больше внимания.

Почему власть так опасается за свою ценностно-идеологическую облицовку или подоплеку? Получается, ценность символического представления о себе для нее возросла тысячекратно. Так возникает ситуация, когда люди получают тюремные сроки за действия, которым еще два года назад власть не придавала такого значения. Сейчас, когда идет «спецоперация», где участвует бронетехника, ракеты и другие виды оружия, источником опасности считаются чьи-то слова в интернете.

Чтобы предположить, что тексты в соцсетях могут нанести серьезный ущерб действующей армии, надо иметь хорошее воображение. Но теперь они приравниваются к пособничеству врагу или каким-то военным преступлениям. При этом не думаю, что если бы эти «фейки» остались безнаказанными, они действительно подорвали бы отношение россиян к власти или армии. На основании наших исследований я могу уверенно утверждать, что режим гораздо более устойчивый, чем это кажется людям, которые берут на себя функцию охранителей этой устойчивости. Результаты изучения мнений населения по отношению к верховной власти и армии показывают, что оно держится не на страхе, не на репрессиях и не на пропаганде.

— То есть карательный аппарат, цензура и пропаганда на самом деле ситуацией не востребованы?

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу Вход в провал: какие гаджеты опередили свое время и потерпели неудачу

Гаджеты, которые обещали перевернуть нашу жизнь, но в итоге потерпели крах

Forbes
Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится» Сергей Шакуров: «Мой главный принцип в жизни — не спешить. Кто верит, тот не торопится»

Я мог бы заниматься спортом и быть тренером. А еще стать циркачом

Коллекция. Караван историй
«Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже «Работодателю важнее навыки и опыт, чем диплом о высшем образовании». Студенты — о преимуществах учебы в колледже

Почему молодежь предпочитает колледжи университетам?

СНОБ
Исследования показывают, что только половине ваших друзей вы реально нравитесь: это правда? Исследования показывают, что только половине ваших друзей вы реально нравитесь: это правда?

На самом деле вы нравитесь только половине ваших друзей. Неужели это так?

ТехИнсайдер
«Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами «Тратить — очень круто»: как зумеры ведут себя с деньгами

Как молодые взрослые ищут баланс между тратами и накоплениями

РБК
Как вернуться в рабочий ритм после долгих выходных: 5 шагов Как вернуться в рабочий ритм после долгих выходных: 5 шагов

Как проще преодолеть постпраздничную тоску?

Psychologies
Биохимия любви: как гормоны управляют нашими чувствами Биохимия любви: как гормоны управляют нашими чувствами

Биохимические процессы, которые вызывают каскад эмоций, именуемый любовью

Правила жизни
Врать будете? Врать будете?

Автор VOICE неделю говорила правду – и даже почти не устала

VOICE
Уютное гнездышко походника: история и современность спального мешка Уютное гнездышко походника: история и современность спального мешка

Привычный нам облик спальный мешок приобрел не сразу

Вокруг света
Мгла рассеется: как снимался бэкстейдж сериала «Фишер» Мгла рассеется: как снимался бэкстейдж сериала «Фишер»

Посмотрите фотоисторию о вселенной сериала «Фишер»

Правила жизни
Женщина, которая убила 9 детей и вышла на свободу: история Мэрибет Тиннинг Женщина, которая убила 9 детей и вышла на свободу: история Мэрибет Тиннинг

История Мэрибет Тиннинг, убивавшей собственных детей

VOICE
Поговори мне тут: как происходит революция в мире ИИ Поговори мне тут: как происходит революция в мире ИИ

Почему нейросети стали походить на людей?

РБК
Разобраться в механизме: как лечение редких заболеваний помогает развитию медицины Разобраться в механизме: как лечение редких заболеваний помогает развитию медицины

Почему от качества лечения редких заболеваний зависит будущее медицины

Forbes
Необычные типы опьянения, которые говорят о психических отклонениях Необычные типы опьянения, которые говорят о психических отклонениях

Не зря говорят, что человек проверяется в борьбе и в водке

Maxim
Исторический фактор: высокую заболеваемость туберкулезом в Сибири связали с обилием каторжан Исторический фактор: высокую заболеваемость туберкулезом в Сибири связали с обилием каторжан

Большое количество заключенных — одна из причин печальной статистики

Вокруг света
Надо ли разговаривать с рассадой? Надо ли разговаривать с рассадой?

Кто же поверит, что цветы будут расти лучше, если с ними разговаривать?

Наука и жизнь
Ла‑ла-вуд Ла‑ла-вуд

Как «Вавилон» Дэмиена Шазелла фальсифицирует голливудский миф

Weekend
10 важных правил, которые помогут избежать риска гипертонии 10 важных правил, которые помогут избежать риска гипертонии

Как снизить риск повышенного кровяного давления и чувствовать себя лучше

ТехИнсайдер
«Отряд отморозков» «Отряд отморозков»

Миссия «Алсос», или Кто помешал нацистам создать атомную бомбу

N+1
Великая языческая армия прибыла в Англию вместе с животными Великая языческая армия прибыла в Англию вместе с животными

Не только викинги пересекали в IX веке Северное море, но и их животные

N+1
Строим Школу будущего | Building the School of the Future Строим Школу будущего | Building the School of the Future

Как правильно вложить импакт-инвестиции в образовательный проект

Позитивные изменения
Ну и скандалистка! 5 публичных ссор Насти Ивлеевой со звездами Ну и скандалистка! 5 публичных ссор Насти Ивлеевой со звездами

Блогер Настя Ивлеева за словом в карман не лезет — и вот доказательства

VOICE
Народный альтист Народный альтист

Юрий Башмет о коллекционировании, великих друзьях и о концертах в день рождения

Robb Report
«Утечка мозгов»: как дети делают нас глупее, но добрее «Утечка мозгов»: как дети делают нас глупее, но добрее

Что меняется в голове у мам, пап и бабушек и почему после рождения ребенка?

СНОБ
«Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке»: в каком порядке смотреть фильмы Ларса фон Триера «Кино должно быть неудобным — как камешек в ботинке»: в каком порядке смотреть фильмы Ларса фон Триера

Вместе с кинокритиками разбираемся, как начать смотреть фильмы Ларса фон Триера

Правила жизни
От подручного уголька до систем распознавания рукописного текста: краткая эволюция письменных принадлежностей От подручного уголька до систем распознавания рукописного текста: краткая эволюция письменных принадлежностей

Чем и как писало человечество на разных этапах своей истории

Вокруг света
И спасет нас всех только любовь. Классический фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином» И спасет нас всех только любовь. Классический фильм Вима Вендерса «Небо над Берлином»

Почему «Небо над Берлином» входит в лучшие фильмы за всю историю кинематографа

СНОБ
Ходьба — самое полезное упражнение, но почему? Ходьба — самое полезное упражнение, но почему?

Ходьба это нечто большее, чем просто передвижение

ТехИнсайдер
«Я почему вредный был?»: что такое ресентимент и как он портит нам жизнь «Я почему вредный был?»: что такое ресентимент и как он портит нам жизнь

Что такое ресентимент, что лежит в его основе и как от него избавиться?

Psychologies
Как в «После Янга» по-новому раскрывается тема памяти Как в «После Янга» по-новому раскрывается тема памяти

«После Янга» — сентиментальный рассказ о тонкости человеческих отношений

СНОБ
Открыть в приложении