Пианист Петр Айду — почему обычная модель симфонического оркестра устарела

ForbesРепортаж

«Нам не нужен жрец и толкователь»: пианист Петр Айду об оркестре без дирижера

Марина Гайкович

Петр Айду (Фото DR)

17 февраля в Концертном зале им. Чайковского начинается цикл «Новая история музыки» от Персимфанса. Персимфанс — это аббревиатура от Первый Симфонический Ансамбль, который был создан в 1922 году и стал первым в мире симфоническим оркестром без дирижера. В 2008 году его возродил пианист Петр Айду. О том, почему обычная модель симфонического оркестра устарела и настало время Персимфанса, Айду рассказал музыкальному критику Марине Гайкович.

Персимфанс — первый симфонический оркестр без дирижера — был основан в 1922 году и просуществовал до 1933. В XXI веке оркестр возродил Петр Айду, пианист по образованию, увлеченный исторически информированным исполнительством, современной музыкой, композицией. Творчески поиски привели Айду к созданию проектов на стыке музыки и искусства, музыки и театра, за которые он был отмечен премиями «Золотая маска» и Гран-при премии Сергея Курехина.

— Ваша карьера, как мне кажется, строится как вызов. Вы могли бы стать концертирующим пианистом, лауреатом, гастролировать с оркестрами с именитыми дирижерами. Но вы пошли по другому пути. Вы придумываете и «тащите» проекты вроде Персимфанса, спасаете старинные рояли, устраиваете перформансы. Это свойства характера или обстоятельства сыграли роль?

— Во всех этих действиях есть внутренняя логика. Это либо желание продолжить уже начатую линию, либо желание начать новую, которой пока не было. На мой взгляд, в моих действиях нет ничего особенно экстремального. Я стараюсь исходить из того, что мне действительно хотелось бы, а не из того, что доступно в данный момент. Так проявляется моя своеобразная амбициозность.

— Главный ваш проект последнего десятилетия — Персимфанс. Первый симфонический ансамбль, который играет без дирижера. Вы возродили коллектив, который был создан сто лет назад и просуществовал всего десять. Чем вас привлекла идея Персимфанса?

— Много факторов работает на эту идею. Оркестров и так очень много, даже слишком много, на мой взгляд, и нет азарта создавать еще один. Мне вообще не нравится такой стандарт, когда исполнитель, достигая определенного уровня карьеры, начинает создавать собственный оркестр, превращается в дирижера, начинает управлять другими музыкантами. Будто пробежал первый марафон и перешел на вторую стадию карьерной игры, в которой он уже находится на другом уровне. Мне важно было не повторить то, что и так продается в каждом супермаркете, а создать то, чего нет.

Когда я узнал о Персимфансе, как он устроен и какова его концепция, то сразу понял, что это гиперактуальный проект. Он на сто лет опередил свое время, если не больше. С моей точки зрения, эпоха Персимфанса наступает только сейчас.

— Чем именно он актуален?

— Есть такое выражение «горизонтальные связи». Сейчас оно фигурируют в самых разных областях человеческой деятельности, в том числе и в бизнесе. Несмотря на обилие тоталитаризма, который нас окружает, децентрализация набирает обороты. Мне кажется, что принципы Персимфанса — это, собственно, и есть одно из проявлений того, как мы бы хотели жить. Это тот тип взаимоотношений между людьми, который кажется гармоничным и разумным.

— Один из принципов Персимфанса, как мне кажется, доверие музыкантов друг другу. Но как в отсутствие дирижера, лидера, решается вопрос интерпретации? Много человек — много мнений.

— Это довольно непростой вопрос. Что такое интерпретация? Не стало ли это слово клише? Партитура — это чертеж здания, которое нужно возвести. А музыканты — те самые строители, которые должны его построить, глядя на проект, написанный композитором. Понятно, что возникает много вопросов, как именно это сделать. Есть много деталей. Но у музыкантов есть опыт, знания, чувства, мозги для того, чтобы решить эти задачи.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность Худрук театра «Шалом» Олег Липовецкий: Потерять себя гораздо страшнее, чем должность

Олег Липовецкий — о творческом пути, региональных театрах и сценической правде.

СНОБ
Как поднять самооценку с помощью одежды Как поднять самооценку с помощью одежды

Иногда в поиске уверенности в себе может помочь собственный гардероб

Maxim
14 способов признаться себе в любви не только на словах 14 способов признаться себе в любви не только на словах

Чтобы дарить любовь другим людям, важно сначала позаботиться о себе

Правила жизни
Фэн-шуй кухни для богатства и удачи: что делать, чтобы привлечь изобилие Фэн-шуй кухни для богатства и удачи: что делать, чтобы привлечь изобилие

Что нужно сделать, чтобы сердце твоего дома билось ритмичнее

VOICE
«Хроники преисподней» — продолжение детективной серии «Анонимус» «Хроники преисподней» — продолжение детективной серии «Анонимус»

Отрывок из второй части детективного сборника «Анонимус»

СНОБ
Гуманная педагогика 2.0 | Humane Pedagogy 2.0 Гуманная педагогика 2.0 | Humane Pedagogy 2.0

Педагогика: от идей Антона Макаренко до Людмилы Петрановской и Димы Зицера

Позитивные изменения
Оскар: история, номинации, лауреаты. Полный гид по кинопремии Оскар: история, номинации, лауреаты. Полный гид по кинопремии

Полный гид по кинопремии "Оскар"

Правила жизни
Consumer Reports утверждает, что BMW делает лучшие автомобили, а Land Rover – худшие Consumer Reports утверждает, что BMW делает лучшие автомобили, а Land Rover – худшие

Оценки дорожных испытаний и надёжности автомобилей лучших брендов

4x4 Club
Игра вдолгую | The Long Game Игра вдолгую | The Long Game

Точки роста и перспективы Social Impact Bonds в России

Позитивные изменения
Недалеко от алтаря средневековой английской церкви нашли останки больной сифилисом затворницы Недалеко от алтаря средневековой английской церкви нашли останки больной сифилисом затворницы

Археологи обнаружили захоронение женщины 30–50 лет, умершей в XV–XVI веке

N+1
Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему Главный драматург XXI века. Фильмы Мартина Макдоны — от худшего к лучшему

Разбираем картины Мартина Макдоны

Правила жизни
Глина навсегда: посмотрите на 7 впечатляющих керамических артефактов Глина навсегда: посмотрите на 7 впечатляющих керамических артефактов

Дошедшие до нас горшки и другие сосуды могут поведать много интересного

Вокруг света
Как инженеры НАСА испытывают детонационные двигатели для космических ракет: рев и пламя Как инженеры НАСА испытывают детонационные двигатели для космических ракет: рев и пламя

Вращающийся детонационный двигатель — будущее для путешествий в дальний космос

ТехИнсайдер
Дорогой Бен: 15 фактов о Бене Аффлеке, которых вы, возможно, не знали Дорогой Бен: 15 фактов о Бене Аффлеке, которых вы, возможно, не знали

Что нам известно о Бене Аффлеке?

Правила жизни
В гуще псевдособытий В гуще псевдособытий

Как мокьюментари превращается в мокьюреалити

Weekend
Защищайся! Защищайся!

Если столкнулась с домашним насилием: руководство к действию

Лиза
«Со временем карты краснеют»: сейсмолог Рубен Татевосян о последствиях землетрясений «Со временем карты краснеют»: сейсмолог Рубен Татевосян о последствиях землетрясений

Правильная оценка сейсмической опасности может помочь предотвратить разрушения

Forbes
Астрономы сфотографировали след дрейфующей сверхмассивной черной дыры Астрономы сфотографировали след дрейфующей сверхмассивной черной дыры

Могут ли сверхмассивные черные дыры дрейфовать вне своей галактики?

ТехИнсайдер
Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера

Продюсер рассказывает о закулисье реалити-шоу о преображениях

Psychologies
В новых реалиях В новых реалиях

Можно ли сегодня покупать и брать в чартер яхты в России и за её пределами?

Robb Report
«Для чего вы снова нас сюда вызываете?» «Для чего вы снова нас сюда вызываете?»

Константин Селин о своем фильме «Живой» и памяти о войне

Weekend
Осторожно, зависть Осторожно, зависть

Как справиться с завистью, если она причиняет дискомфорт

Лиза
«Американки в Красной России» «Американки в Красной России»

Отрывок из книги Джулии Л. Микенберг «Американки в Красной России»

N+1
Меню для страсти. Топ-5 коктейлей этой зимы Меню для страсти. Топ-5 коктейлей этой зимы

Для особенного вечера нужен и подходящий антураж, и правильное меню

Лиза
Исследование социального воздействия инклюзивного кинотеатрального проекта «ВзаимоДействие» | Research of social impact of InterAction Project, an inclusive cinema and theater project Исследование социального воздействия инклюзивного кинотеатрального проекта «ВзаимоДействие» | Research of social impact of InterAction Project, an inclusive cinema and theater project

Пример оценки социального эффекта для некоммерческого проекта

Позитивные изменения
Как не впасть в синдром «яжемать» Как не впасть в синдром «яжемать»

«Яжемать»: откуда возникает это явление и нужно ли с ним бороться?

Лиза
«Любовь — это чувство, которое дается не всем» «Любовь — это чувство, которое дается не всем»

Владимир Кошевой всегда знал, что будет актером, что ему нужно на сцену

OK!
Как продлить срок жизни смартфона: подборка неочевидных советов Как продлить срок жизни смартфона: подборка неочевидных советов

Что советую делать эксперты, чтобы твой телефон прослужил как можно дольше

Maxim

Как изменились герои сериала "Бедная Настя"

VOICE
Ртуть, тюрьма и пиявки: как лечили половые инфекции в Средние века Ртуть, тюрьма и пиявки: как лечили половые инфекции в Средние века

Раньше половые инфекции считали отвратительными

ТехИнсайдер
Открыть в приложении