«Нервные клетки не восстанавливаются»: 12 разрушительных мифов о старении мозга
Скорее всего, вы тоже в них верите
Миф № 1. Мозг до сих пор остается для ученых полной загадкой
Я одновременно люблю и ненавижу этот миф. Ненавижу, потому что это неправда, а люблю по той простой причине, что, объясняя людям, почему это не так, я вселяю в них надежду. Конечно, многого о мозге мы все еще не знаем, однако в последнее время ученые добились значительных успехов в этой области.
Появилась информация о том, как связаны между собой разные отделы мозга, как они участвуют в мышлении, двигательной активности, в чувственном восприятии. Мы стали лучше понимать, какие области мозга связаны с развитием депрессии, обсессивно-компульсивного расстройства или зависимостей.
Медики добились значительных успехов в восстановлении функций мозга после инсульта или травмы. Постоянно происходят новые удивительные открытия, связанные с мозгом.
Миф № 2. Пожилые люди обречены все забывать
В этом мифе есть доля правды: некоторые когнитивные навыки вроде внимательности и памяти действительно снижаются с возрастом, особенно если не принимать меры для их сохранения.
Как бы то ни было, если в детстве и проще освоить новый язык или запомнить список случайных слов, в зрелом возрасте у человека, скорее всего, куда более богатый словарный запас и лучший навык разбираться в людях.
Вы получите более высокие баллы в тестах для оценки навыков социального взаимодействия и дипломатии: вам будет проще разрешить спор или конфликт. Кроме того, с возрастом, как правило, мы учимся контролировать свои эмоции и справляться со стрессом, а также становимся более целеустремленными.
Миф № 3. Деменция — неизбежное следствие старости
Этот миф вы уже можете развеять самостоятельно. Деменция — это не норма старения. Естественные возрастные изменения в мозге отличаются от изменений, вызванных болезнью. Первые можно замедлить, а вторых —избежать.
Миф № 4. Пожилые люди неспособны научиться чему-то новому
Человек может учиться новому в любом возрасте, особенно если он вовлечен в деятельность, стимулирующую познание, — например, знакомится с новыми людьми или пробует новые хобби. Благодаря динамичности памяти и возможности формирования новых нейронов (нейрогенезу) возможно развивать способность мозга к восприятию новой информации и обучению.
Конечно, освоение некоторых новых навыков, таких как изучение второго или третьего иностранного языка, может занять у пожилого человека больше времени, однако это вовсе не означает, что ему это не под силу.
Никогда не говори «никогда».
Даже люди с диагностированным когнитивным спадом, включая болезнь Альцгеймера, способны и дальше учиться чему-то новому.
Миф № 5. Нужно овладеть одним языком, прежде чем начинать изучать другой
Маленькие дети, которые одновременно учат английский и какой-то другой язык, не путают эти два языка между собой. И, хотя им может потребоваться больше времени, чтобы одновременно овладеть ими, это вовсе не невозможно. Поскольку задействуются разные участки мозга1, занятия разными языками никак друг другу не мешают.
Наоборот, билингвы лучше понимают структуру естественных языков в целом. А еще новые языки даются проще детям в том числе и потому, что они менее стеснительные.
1 Точка зрения на локализацию зон, связанных с разными языками, неоднократно менялась, пока не было доказано, что при раннем изучении нескольких языков (до 5 лет) все языки «записываются» в одну область, а при более позднем — в разные. — Прим. науч. ред.
Миф № 6. Если пройти тренинг по развитию памяти, то больше никогда не будешь ничего забывать
Существует множество идей по тренировке памяти. Одна из них — «используй, или потеряешь». Она актуальна для тренировки памяти не меньше, чем для поддержания силы мышц или общего физического здоровья.
Память нужно тренировать постоянно.
Миф № 7. Мы используем только 10% нашего мозга
Наверняка все слышали об этом мифе. Он существует уже давно, и подразумевается, что у каждого человека имеется огромный резерв неиспользованных умственных способностей. Но действительно ли 90% мозга простаивают без дела? Ни в коем случае. Это было бы нелепо хотя бы с точки зрения эволюции.
На формирование ткани мозга в процессе развития организма и ее поддержание в течение жизни расходуется огромное количество энергии. С точки зрения эволюции нет никакого смысла таскать за собой избыточные ткани мозга. Плюс давайте применим немного логики: если бы идея про 10% была правдой, то повреждения мозга были бы куда менее серьезной проблемой.
Эксперименты с использованием позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) и функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показывают, что даже при выполнении простых задач задействуется большая часть мозга, а повреждение небольших, функционально важных участков мозга может привести к серьезным последствиям для речи, двигательной активности, эмоций или чувственного восприятия.
Помните, что вскрытия показали: у многих людей в мозге наблюдаются физические признаки болезни Альцгеймера (такие как амилоидные бляшки вокруг нейронов), несмотря на отсутствие клинических симптомов. Возможно, мы действительно можем жить полноценной жизнью, потеряв часть мозговой ткани.
С другой стороны, уже от человека зависит, насколько эффективно он будет использовать свой мозг: люди набирают более высокие баллы в тестах на IQ, когда у них для этого есть весомая мотивация, и это неудивительно.
Мне нравится сравнивать мозг с городом.
Основные его структуры, такие как дома и магазины, используются непрерывно — им соответствуют, наверное, 10–20% мозга. Все остальное — это дороги, соединяющие дома и магазины. Без дорог информация не сможет добраться до пункта назначения. Таким образом, без дорог, хотя они и не используются постоянно, обойтись невозможно.
Миф № 8. Мозг у мужчин и женщин устроен по-разному, из-за чего у них отличается мышление и способности к обучению
Согласно популярному мифу, мужчины от природы лучше приспособлены к математике и естественным наукам, в то время как у женщин лучше развиты интуиция и эмпатия. Одними из самых предвзятых, плохо спланированных и невоспроизводимых исследований в истории науки были те, авторы которых пытались дать биологическое объяснение наблюдаемых различий между полами.
Конечно, между мозгом мужчин и женщин действительно существуют функциональные различия, однако они не настолько сильные, чтобы говорить о лучшей «приспособленности» одних по сравнению с другими. Ученые продолжают изучать различия между мозгом мужчин и женщин, однако исследования в этой области находятся пока в зачаточном состоянии.
Можно подойти к этому вопросу и в более общем плане:
у каждого из нас могут быть уникальные особенности строения мозга, однако, если он здоров, каждый способен обучаться, запоминать и постигать многогранный мир вокруг нас.
Между тем следует отметить, что болезнь Альцгеймера гораздо чаще поражает женщин, чем мужчин. Две трети американцев с болезнью Альцгеймера — женского пола, и мы пока не понимаем, с чем связан этот повышенный риск среди женщин. Причем дело тут не просто в том, что женщины в среднем дольше живут. Причина, по крайней мере отчасти, может крыться в особенностях физиологии.
Так, согласно одной смелой теории, это может быть связано с количеством беременностей у женщины в течение жизни. Беременность влечет за собой множество биологический событий — от гормональных сдвигов до изменений иммунной функции. У нас пока нет ответов, хотя применение гормональной терапии и продолжают рассматривать в качестве потенциального метода лечения.
Было продемонстрировано, что при определенных обстоятельствах гормональная терапия может оказывать негативное влияние на функцию познания, однако при других приносит пользу в зависимости от того, в каком возрасте человек начинает ее проходить (в 50 с небольшим в первом случае и между 65 и 79 во втором). Все более очевидной становится необходимость персонализированного подхода.
Разные женщины по-разному реагируют на гормональную терапию в зависимости от индивидуальных факторов риска, таких как диабет или наличие гена, связанного с болезнью Альцгеймера.
Вербальные способности действительно лучше развиты у женщин, чем у мужчин, и это может затруднить своевременное выявление когнитивных нарушений. Исследования показали, что женщины набирают больше баллов в стандартных тестах, используемых для диагностики ранней стадий деменции, даже если, судя по снимкам мозга, у них такой же уровень деменции, как и у мужчин.