«Дышите носом: Что нужно знать о современных методах лечения болезней носа»
Как исследуют обоняние
В носу воздух, который мы вдыхаем, избавляется от пыли и вирусов, а также приобретает необходимую температуру и влажность. Если с носом, что-то не так — например, он заложен или часто кровоточит — необходимо обратиться к врачу. В книге «Дышите носом: Что нужно знать о современных методах лечения болезней носа» (издательство «Альпина Паблишер») отоларинголог Иван Лесков рассказывает о том, как современная медицина решает проблемы с носом. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом, посвященным изучению обоняния.
Как исследуют обоняние?
Приходит, скажем, к врачу человек: «Доктор, я не чувствую запахи». Что будет делать врач? В первую очередь — проведет стандартный лор-осмотр, то есть заглянет в нос, чтобы выяснить, не закрывает ли что-нибудь (например, отек слизистой оболочки, сопли или полипы) проход воздуха к зоне, где расположены обонятельные рецепторы. Поскольку зона эта при обычном осмотре не видна, в руке врача неизбежно окажется эндоскоп: с ним гораздо удобнее. Но, предположим, и это ничего врачу не дало. Вот тогда он отложит инструменты и начнет исследовать собственно обоняние, чтобы понять, насколько оно снижено. И только потом — определяться, что с этим делать.
Обоняние исследуют просто, старым методом, которому больше сотни лет. Пациенту подносят к носу флаконы с пахучими веществами и просят сказать, чувствует ли он запах. Сначала выбирают флакон с веществом, которое пахнет слабо, потом запах становится посильнее, а к концу исследования он будет такой, что хоть беги из кабинета.
В начале ХХ в. обоняние изучали примерно так (цитирую по учебнику1, , вышедшему в русском переводе в издательстве «Практическая медицина» в 1914 г.):
«Из многочисленных запахов, подразделяемых на особые классы, лучше всего пользоваться для исследования остроты обоняния следующими веществами:
— Каучук
— Gummi ammoniacum и гуттаперча
— Asa foetida, дамаровая смола
— Ихтиол, аммиачная гуттаперча»
1Денкер А., Брюннингс В. Учебник по болезням уха и дыхательных путей с включением болезней полости рта. — СПб.: Практическая медицина, 1914.
Надо полагать, любой обыватель в 1914 г. все эти запахи хорошо знал и умел их идентифицировать.
Сама методика исследования была простой.
Читаем там же:
«Если хотят ограничиться только качественным определением обоняния, то пахучие вещества последовательно подносят к обоим отверстиям носа (причем другое отверстие всегда должно быть закрыто) и спрашивают пациента, чувствует ли он запах и каков он».
Но уже тогда исследовали не только качественное, но и количественное восприятие запахов. Для этого немецкий отоларинголог Хендрик Цваардемакер предложил остроумную конструкцию из двух цилиндров, вставленных один в другой: внешний — из стекла (которое ничем не пахнет), внутренний — из пахучего вещества. По мере выдвижения внутреннего цилиндра на каждое следующее деление запах усиливался, и по количеству делений можно было определить остроту восприятия запахов у пациента. Сам Цваардемакер называл такую единицу (при которой человек с нормальным обонянием едва ощущает запах) ольфактией.
Правда, в исследовании обоняния таким способом есть подвох2: некоторые пациенты, даже начисто лишенные способности воспринимать запахи, дают от 7 до 14 процентов правильных ответов, потому что угадывают предложенное. Люди, у которых чувствительность к запахам потеряна не полностью, угадывают уже от 20 до 30 процентов. И наоборот, здоровые люди дают — как вы думаете, сколько? — до 60 процентов правильных ответов. Причина проста: не каждому человеку знаком каждый запах, а значит, не все их возможно идентифицировать.