Эпидемия и МКАД: московский грипп не похож на провинциальный
В мегаполисах мира эпидемия гриппа проходит не так, как в небольших городах. Плотность населения и его суточные миграции оказывают на эпидемиологию не меньшее влияние, чем климат и изменчивость вируса
Почему сезон гриппа начинается осенью и завершается ближе к весне? Обычный ответ — «потому что зимой проще простудиться» — категорически не устраивает ученых: грипп (в отличие от риновирусной инфекции), похоже, вообще никак не связан с переохлаждением. Чтобы понять причины сезонной динамики заболеваемости, исследователи составляют сложные математические модели. Одна из таких моделей представлена в статье доктора Бенджамина Диэла (Benjamin Dalziel) из Орегона и его коллег. Из нее следует любопытный вывод: кроме климата, на эпидемии влияет численность населения в городе, так что в мегаполисах вспышки гриппа проходят совсем не так, как в окрестных маленьких городах, а, скорее, как в гораздо более теплых регионах мира.
Исследователи собрали статистику обращений к врачу в 600 населенных пунктах США и выявили сезонные закономерности. Затем они составили модель и стали подбирать ее параметры таким образом, чтобы наилучшим образом описать наблюдаемые различия.
Обычно при моделировании эпидемий гриппа учитывается два главных фактора. Первый из них — антигенная изменчивость вируса. Дело в том, что грипп относится к иммунизирующим инфекциям: переболев им, вы уже не сможете заразиться тем же штаммом, по крайней мере в течение некоторого времени. Этого времени часто оказывается достаточно, чтобы эпидемия, вызванная конкретным штаммом, быстро затухла. Однако вирус может мутировать, и когда его поверхностные белки изменятся, он снова сможет вас заразить. Скорость появления мутаций у вируса — важнейший параметр модели.