Не верю: почему уровень религиозности снижается во всем мире и в России
Вопреки новостному фону и мнению некоторые ученых, исследования показывают, что с 2007 года уровень религиозности во всем мире снижается. Чем объясняется эта тенденция, как религия связана с благополучием и будут ли россияне больше верить в Бога из-за событий последних лет, — в материале Forbes Life
Еще в 2017 году, в России, согласно статистике Русской православной церкви, открывалось по три храма в день, а представители РПЦ все последние годы принимают самое активное участие в общественных и политических процессах в стране. В ноябре 2020 года в Польше при активном содействии католической церкви были запрещены аборты. В Афганистане в 2022 году женщинам и девочках было запрещено учиться — свои действия талибы (организация «Талибан» признана в России террористической и запрещена) объясняли необходимостью создания в государстве «соответствующей исламской среды». При чтении подобных новостей возникает ощущение, что в ХХI веке религия вновь начинает играть все большую роль в жизни общества по всему миру.
Этот мнение разделяют и некоторые исследователи. В 2008 году профессор Лондонской школы экономики Кристофер Коукер писал: «Сегодня можно с уверенностью утверждать, что религия вернулась и теперь образует остов развития многих обществ, в том числе с точки зрения прав человека. Это факт, с которым западному миру придется считаться в обозримые годы». В 2015 году с ним согласился российский исследователь Александр Яковлев из Института Востоковедения РАН: «В конце ХХ века внимательные наблюдатели с очевидным удивлением отмечали возвращение религии в политику, культуру и экономику, в публичное пространство, казалось бы давно сформировавшееся на принципах рационализма и антропоцентризма».
По его словам, «религиозный Ренессанс» проявляется по-разному в странах Востока и Запада, однако влияние религии «так или иначе ощутимо прежде всего в духовной сфере, социальных и семейных нормах жизни, а также в хозяйственных занятиях и политической ориентации личности».
Однако с такими выводами о торжестве религии в XXI веке был категорически не согласен социолог и политолог Рональд Инглхарт, создатель проекта «Всемирный обзор ценностей», который проводится с 1981 года и сегодня охватывает 111 стран мира, где проживает 90% населения планеты. Цель проекта — через регулярные опросы исследовать изменения ценностей людей и их влияние на социальную и политическую жизнь обществ.
Незадолго до своей смерти в 2021 году Инглхарт опубликовал работу под названием «Отказ от Бога: глобальный упадок религии» (Giving Up on God: The Global Decline of Religion). В ней он, с одной стороны, соглашался, что в период с 1981 по 2007 год уровень религиозности, который измеряется количеством утвердительных ответов респондентов на вопрос «Насколько важен бог в вашей жизни», повсеместно возрастал, особенно в бывших коммунистических странах (в 33 из 49 исследуемых стран стало больше верующих). Однако свежие исследования, проведенные с 2007 по 2020 год, наоборот показывали, что в 43 из 49 стран отмечается снижение религиозности.
Как отмечал исследователь, тенденция наблюдалась не только в развитых странах — ее контуры уже проступают и в развивающихся государствах. Об этом свидетельствуют свежие данные другого проекта — «Арабского барометра», который проводит социологические опросы в арабских странах. Так, в 2013 году порядка 51% респондентов отмечали, что они доверяют религиозным лидерам, но уже в 2019 году доля этих людей упала до 40%. Схожее снижение произошло и в отношении доверия к религиозным партиям — с 35% в 2013 до 20% в 2018.
Что же приходит на место религии? Профессор НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Эдуард Понарин в разговоре с Forbes Life объяснил, что идеологическая палитра обычно представлена тремя направлениями: левая, либеральная и правая идеологии. В частности, эксперт отметил, что «правая (консервативная) идеология бывает национальной и религиозной. Левая — социал-демократической и коммунистической. В либерализме тоже бывают оттенки». При этом каждая из них, как и религия, способна овладевать массами.
«С упадком религиозности в либеральную эпоху Просвещения на смену религии пришел национализм, породивший новую романтическую эпоху пробуждения народов. Либерализм не исчез, но национализм оказался популярнее. Почти все европейские войны XIX века велись от имени наций. А в Северной Европе в XX веке все более популярной становилась социал-демократическая идеология. Именно она и господствует до сих пор в Скандинавии, хотя вследствие миграционного кризиса 2015 года там усиливается национализм — впервые за долгое время», — отмечает Понарин.