Не то слово. 5 чисто женских приемов в деловой переписке
Как показывает практика, правила, которыми руководствуются женщины, ведя деловую переписку, часто не имеют ничего общего с правилами, которых придерживаются мужчины. Однако и тем, и другим есть чему поучиться друг у друга
Чем активнее становится общение людей в онлайне, тем большую актуальность приобретает навык общения с клиентами через мобильные приложения и интернет-порталы. Сегодня телефонные звонки уходят в прошлое, и деловые — в том числе, что подтверждает официальная статистика. Так, по данным Минкомсвязи, в первом квартале 2018 г. москвичи говорили примерно на 900 000 минут меньше, чем в первом квартале 2017 г. Любые переговоры, как частные, так и корпоративные, перетекают в интернет. И бизнес идет к своим клиентам тоже через этот канал — сегодня уже нет такой сервисной компании (банка, розничной сети, фитнес-клуба или частной медицинской клиники), которая бы не пыталась выстраивать общение с клиентами или партнерами через онлайн-сервис.
Проблема в том, что далеко не все менеджеры умеют грамотно говорить и писать. А если бы они в совершенстве владели этим искусством, то экономили бы огромное количество времени на коммуникации и были бы более продуктивными. Речь идет не только о соблюдении общепринятых стандартов. Когда мужчины научатся что-то брать на вооружение от женщин, а женщины — от мужчин, выгодно подписанных контрактов, довольных клиентов и верных партнеров у любой компании будет больше. К слову сказать, в классической бумажной переписке отличия между мужским и женским стилем не прослеживаются, так как она по сравнению с перепиской электронной более формальная. Когда же мы пишем друг другу в мессенджерах или электронной почте, разница становится более ощутимой. Мы проанализировали около 200 электронных писем клиентов, написанных в равных количествах мужчинами и женщинами, и вывели следующие правила:
1Пишите просто Мария
Женщины в 80% случаев начинают письмо, обращаясь к собеседнику по имени. Мужчины — без имени. Либо, если обращаются по имени, то обязательно со словом «уважаемый». В этой ситуации лучше следовать практике женщин — когда письмо начинается со слова «Здравствуйте» без последующего обращения по имени, у собеседника создается ощущение, что его имя либо забыли, либо партнер пытается держать дистанцию и стремится к очень формальному общению. Мужчины экономят время, а женщины хотят уважить адресата. Обращение по имени — элемент этикета, который женщины подсознательно стремятся соблюдать, а мужчины уверены, что формальности — пустая трата времени.
Но вот что интересно: при повторной переписке женщины очень быстро теряют обращение, а у мужчин наоборот — если даже первое письмо началось без обращения по имени, то в третьем-четвертом оно обязательно появится. В этой ситуации скорее правы мужчины: не стоит стараться перейти на неформальный уровень общения с собеседником. Это очень чувствуется и может дать обратный эффект.