Не стойте у края платформы. Почему вокзалы устроены так, что из них хочется немедленно уехать
О романтике поездов написано немало. Впрочем, к вокзалам эти нежные чувства редко относятся. Вечная спешка, очереди и сложная навигация: редкий вокзал сохраняет и красоту архитектурного памятника, и логично продуманную навигацию. На самых ярких мировых примерах архитектор Анастасия Колчина объясняет, как должен быть устроен вокзал в XXI веке (а как — нет).
Мировая урбанистическая мысль считает общественным лишь то пространство, которое может стать политически важным. Большим достоинством такого места является то, что там могут встретиться люди, которые бы иначе не встретились — никогда и никак. В этом смысле любой вокзал — огромная машина по созданию таких встреч, но при этом пространство, строго регулируемое, как минимум, местной администрацией.
Размышляя о такого рода местах, Скотт Маккуайр, доктор наук в области исследований медиа, профессор школы культуры и коммуникаций в университете Мельбурна, вводит понятие «пространство отношений» — это общественное пространство, создаваемое социальными сетями и медиа, в котором глобальное связано в личным. Оно характеризуется расстройством или осложнением всех простых и прямых взаимосвязей между «внутренним» и «внешним» — и чем более безграничным и связанным становится мир, тем больше заборов и границ появляется в мире физическом, что наилучшим образом проявляется на вокзалах.
Казанский вокзал
Интерьеры главного из реализованных российских архитекторов 20 века — Щусева — совершенны по пропорциям так, как редко бывает в принципе. Так как в конце XIX века электричество было в диковинку, люстры дают мутный слабый свет, напоминающий об атмосфере позднесоветского кино. Все это настолько хаотично обрастает пластиком киосков, банкоматов и рамками металлоискателей, что возникает ощущение тотальной капитуляцией перед хаосом быстрого роста: путеводитель Афиши уже много лет советует первым делом убраться с вокзала, чтобы спастись от этого хаоса.