Земля ниже ветра
Когда я прочитала в интернете сообщение о том, что группа любителей-фотографов собирается в поездку на остров Борнео, в памяти всплыли страницы любимой в детстве повести Майн Рида «В дебрях Борнео, или Приключения потерпевших кораблекрушение». Ведь моё поколение познавало мир, путешествуя вместе с героями таких книг. Благодаря занимательной интриге, ярким образам, описаниям природы, которыми Майн Рид щедро заполнял страницы, повесть навсегда отпечаталась в памяти.
Конечно, со временем представления о Борнео пополнились более конкретными сведениями. Стало понятно: писатель не преувеличивал — именно тропические леса создают условия для необычайно богатого разнообразия биологических видов. В джунглях Борнео ещё остались места, где не ступала нога человека, и учёные по-прежнему открывают там новых представителей флоры и фауны.
Блогеры отзываются о биологическом своеобразии острова проще: «Деревья здесь могут ходить. Баньян, который ты видел в прошлом году, в этот раз может оказаться совсем в другом месте. Рыбы бегают по песку, а ящерицы летают… Цветы охотятся, причём не только на насекомых, но и на пролетающих мимо птиц».
Обнаружился и забавный исторический факт, который связал Россию и Борнео тесными узами ещё в XVIII веке, когда авантюрист-горемыка Иван Тревогин возмечтал устроить на острове утопическое государство и стать его правителем, за что был сослан в Сибирь.
Но в том сообщении из интернета, что привлекло моё внимание, организатор поездки, фотограф Алексей Терентьев, разработавший маршрут, главной целью ставил посещение морских цыган. Именно это и определило решение присоединиться к группе. О морских цыганах — баджао — я почти ничего не знала.
После многочасового полёта с пересадками и однодневной передышкой в столице Малайзии Куала-Лумпуре совершаем перелёт непосредственно на остров Борнео: сначала в городок Сандакан, а затем — в приморский Семпорна. Оттуда рано утром катер стремительно уносит нас в океан, точнее — во внутреннее море, которое носит название Сулавеси.
То справа, то слева появляются и снова исчезают небольшие островки. Все они выглядят как на рекламных плакатах: белый песок, пальмы, безмятежная малахитового цвета вода лагуны…
— Эти места привлекают не только изумительными пляжами, коралловыми рифами, — по пути поясняет Алексей, — самое главное — здесь безопасно. Недаром издавна аборигены говорили: «Земля ниже ветра», потому что заливы, островки и само побережье располагаются ниже линии тайфунов.