Не сажайте миллениала на цепь: как создать идеальный офис для поколения Y
«РБК Стиль» разобрался, как должно выглядеть рабочее место миллениала, а заодно заглянул в необычные офисы, расположенные в стокгольмском бомбоубежище и мадридском лесу.
Кто решил, что офис должен быть маленькой душной комнатушкой или безграничным оупенспейсом, разделенным ширмами? Почти половину своего времени мы проводим на работе, и тем важнее, чтобы у нас было удобное рабочее пространство, в котором мы могли бы не только трудиться от рассвета до заката, но и привести мысли в порядок. Бизнес-эксперты уверены, что неформальность рабочей культуры и наличие разноплановых зон поможет сотрудникам работать продуктивнее и создавать прорывные проекты. Поэтому в России, как и во всем мире, набирает обороты новый тренд: крупные компании пересматривают традиционный подход к формированию офисного пространства, а то и вовсе пересаживают целые отделы в коворкинги. Во многом, чтобы удержать представителей поколения Y.
Количество трудовых ресурсов в России сокращается ежегодно: с 2007-го по 2019 год численность населения трудоспособного возраста снизилась на 15%. По состоянию на 2019-й около 43% в этой категории — миллениалы, и именно они становятся главным драйвером экономического роста. Как раз за их внимание сегодня приходится конкурировать работодателям.
Но как заманить миллениалов в офис, если материальные стимулы действуют на них гораздо слабее, чем на представителей старшего поколения? Исследование PWC показало, что ключевым фактором при выборе компании для поколения Y становится рабочая среда. В такой ситуации правильно организованное пространство с максимальными возможностями для работы и отдыха становится мощным козырем в борьбе за новые кадры.
Рабочее место — это условность
Призыв автора книги «Kids These Days: Human Capital and the Making of Millennials» Малкольма Харриса «не сажать миллениала на цепь» звучит громко, но соответствует действительности: большинство молодых людей на подсознательном уровне воспринимают рабочий стол как кандалы. «Для них гораздо комфортнее не иметь закрепленного рабочего места (хотя куда же они будут ставить рамки с фотографиями и ракушки, привезенные с Бали или Дахаба?), — утверждает вице-президент исследовательской компании Exponential Брайан Мелмед, — а работать на пуфике в переговорной или конференц-зале».
Сегодня к Харрису прислушиваются не только на Западе, но и в России: за переустройство офисов взялись, например, в QIWI Банке, Skyeng и Рокетбанке. Все три проекта реализовала компания «Деятели.Офисов», в портфолио которой также — лофт «Телескоп» на дизайн-заводе «Флакон» и пространство коворкинга Collider.
«Рабочие места в Collider — это условность, — объясняет директор компании "Делатели.Офисов" Павел Мельников. — Арендатор снимает для сотрудников определенный метраж (скажем, 10 кв. м), но при этом сотрудник может работать в любой зоне пространства: в традиционной офисной, переговорной, воспользоваться диванами в лаунже, мягкими подушками в амфитеатре, столиком в баре или даже ковриком в комнате для медитаций. Я сторонник идеи офиса Google, где можно и посидеть за столом, и полежать на диване, и подремать в комнате для медитаций, и даже покурить кальян». Еще больше миллениалам для работы подошла бы залитая солнцем зеленая лужайка в парке или открытая терраса с креслом-качалкой,