Отец российской бальнеологии
Бальнеотерапия — лечение минерализованными природными водами и грязями — очень древняя медицинская практика. Но наука о таком лечении — бальнеология — в современном ее виде сформировалась и стала одним из главных разделов клинической физиотерапии только во второй половине XIX века. В России отцом-основателем Русского бальнеологического общества стал в 1863 году доктор Смирнов, главный врач курорта Кавказских Минеральных Вод.
Это общество живет и здравствует и поныне как Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии Министерства здравоохранения России — редкий пример долголетия для медицинских научных объединений в нашей стране.
Непостижимая целебность
Еще в первой половине XIX века, когда благодаря успехам гидрологии и гидрохимии о природных минеральных водах было известно почти все, что мы знаем о них и сейчас, а спа-курорты в Европе вошли в моду, пред ставления врачей о бальнеотерапии мало отличались от античной медицины времен Галена. Не исключением был и самый крупный и самый модный бальнеологический курорт на Кавказских Минеральных Водах. В 1834 году заместитель директора Пажеского корпуса генерал Владимир Броневский, весьма известный в свое время автор книг о путешествиях, тревел-блогер по-современному, писал о своих впечатлениях от поездки на Кавказские Минводы:
«Сие нечто таинственное, не подлежащее человеческому разуму, медицин ские мудрецы назвали жизненным началом, т. е. таким началом, в котором непостижимая целебность минеральной воды хранится, скрывшись от ума и взоров наших. Многие из числа моих знакомых похвалялись тем, что они в Александровских ванных в 38ºС жары по 2 раза в день высиживали по получаса, и притом из Михайловского источника… выпивали по 30 и более стаканов в день… Здесь лечат и лечатся так, что исцеляются или получают облегчение только случайно; и точно также здесь можно выздороветь, как на дороге избежать разбойников, не быв ими ограблен или убит… Лечение здесь напоминает русскую баню… с полка, на котором от жару волосы на голове трещат, да зимнею порою в прорубь, с тою только разницею, что русский мужичок по инстинкту самосохранения из проруби для закалки своего железного тела снова лезет на полок, где без милосердия сечет себя веником, трет тело редькою, спиртами. Здесь же разумные люди расслабленное тело из ванны № 1 Александровского ключа бросают в богатырскую водицу и отправляются в Россию с новою небывалою болезнью или, сокращая путь, прямо на погост».
Главврач по знакомству
Как пишут историки медицины, всей сумме эмпирических знаний о целебных свойствах природных минерализированных вод еще предстояло оформиться в научную доктрину бальнеологии. А попросту говоря, предстояло разобраться в хаосе различных взглядов и мнений о роли раз ных минеральных вод в лечении разных недугов. Выполнить эту задачу было возможно только совместными усилиями многих ученых из разных стран, объединенных общей целью. В России их собрал и организовал их работу главный врач Кавказских Минеральных Вод (КМВ) Семен Алек сеевич Смирнов.
Он создал на базе своего курорта Российское бальнеологическое общества (РБО). За полвека, с 1863 года, когда первые 17 членов РБО провели в Пяти горске учредительное собрание, до начала Первой мировой войны обще ство провело более 500 заседаний, где заслушивались и обсуждались доклады его членов и приглашенных специалистов. В РБО к началу войны насчитывалось уже 127 членов, состояли в нем и заграничные бальнеологи, работавшие на известных курортах Франции, Чехии и Германии. Науч ные труды общества публиковались в «Записках РБО», выходивших с 1865 по 1870 и потом с 1898 по 1914 год. Первым редактором «Записок», в которых, собственно, и была сформулирована доктрина отечественной баль неологии, был доктор Смирнов.
Сам доктор
Смирнов до его назначения в 1862 году главным врачом КМВ бальнеологом не был. Скорее его можно было назвать диагностом и тера певтом, специализировавшимся по мочекаменной болезни. Но его реко мендовал на эту должность сам профессор Иноземцев, так что возражаю щих не нашлось. Рекомендации светила отечественной хирургии середи ны XIX века профессора Московского университета и директора двух хирургических клиник при нем Федора Иноземцева вообще были на ред кость удачными — Сеченов, Склифосовский, Боткин, Смирнов. Последнего профессор рекомендовал не как специалиста-бальнеолога, а как хоро шего, проверенного в деле организатора врачебного дела
Мастер стартапов Начало карьеры выпускника Императорского Московского университета Семена Смирнова было типичным для будущего профессора медицины. Отработав после выпуска несколько лет врачом, он к 30 годам защитил диссертацию «О мочевой кислоте и ее диагностическом значении» и стал доктором медицины (кандидатом медицинских наук по современной табели научных рангов) с четкой перспективой в будущем звания экстра ординарного, а затем и ординарного профессора.