От профориентации до трудоустройства
Четвертая технологическая революция привела не только к переориентации производств и повсеместной цифровизации, но и к существенным изменениям на рынке труда: появилась (и продолжает появляться) масса новых видов деятельности. Работодателям уже недостаточно диплома о высшем образовании и опыта работы. Наступило время, когда важны не профессии или специальности, но навыки и компетенции.
Как выбрать профессию, которой пока нет
За конъюнктурой рынка труда не поспевают не только программы школ и вузов, но и специалисты в профориентации. Стандартные методики профориентации, несмотря на их универсальность, стремительно устаревают, но еще быстрее устаревают каталоги профессий. Одни и те же должности в разных сферах, даже в разных компаниях, имеют разную специфику, а значит, для них невозможно универсальное описание: актуальная информация есть только у тех, кто работает «в поле».
По данным Агентства развития профессионального мастерства («Ворлдскиллс Россия»), в поисках призвания 46% школьников ищут поддержки непосредственно в школе, но 74% учеников признаются, что плохо осведомлены о рынке труда. По прогнозу «Ворлдскиллс», каждый второй из сегодняшних школьников будет выполнять работу, которой сейчас еще не существует. Школам пора корректировать методы профориентации, прежде всего исключить устаревшие методы: тесты, по прохождении которых школьники получают малоинформативные, абстрактные графики, и профессиональную рекомендацию без указания специализации; подбор учебного заведения и подготовка к ЕГЭ как помощь в самоопределении; ориентация на низкоквалифицированные специальности (чтобы заткнуть кадровые дыры); профориентационные беседы о роде деятельности, не выбранной осознанно или даже отвергаемой учеником.
Школа играет важную роль в формировании кругозора и выборе профессионального развития: сначала определить общий род деятельности, потом сузить область до группы специализаций, затем рассматривать конкретные. Нельзя забывать и о предпочтениях, амбициях и мотивации ученика. Именно они помогают ограничить поиск: отношение к себе, способность к общению, бессознательные установки, степень внутренней свободы и готовность двигаться к целям — все эти факторы необходимо учитывать.