Избирательный порядок
С точки зрения эффективности государства российская электоральная машина четко отлажена, что в очередной раз показали выборы 2021 года. Но, чтобы машина работала, государству необходимо большое количество формальных и неформальных ресурсов. Российское политтехнологическое сообщество — один из элементов российской политической системы, который функционирует одновременно на формальных и неформальных основаниях.
Заработать на политике
Эта работа основана на интервью с политтехнологами — с теми, кто до сих пор работает, и с теми, кто уже ушел из политики. Среди информантов были представители региональных администраций, парламентов, члены избиркомов, участковых и территориальных.
Вначале несколько слов об этапах в развитии рынка политических услуг в современной России. Формирование рынка начинается в начале 1990-х годов — тогда спрос на политические услуги рос как на дрожжах. То был период шальных денег, которые оказали огромное влияние на формирование политического порядка и развитие политических технологий.
Именно на волне первых свободных выборов и заявили о себе специалисты по избирательным кампаниям — те, кто помогал быстро получить мандаты депутатов разных уровней или кресло губернатора. Технологии их были простыми и незатейливыми: беседы с избирателями во дворах или поквартирный обход, вовлечение газет и телевидения в политические процессы.
Как раз в этот момент появилась новая пресса, которая стала отличной площадкой для выражения альтернативной точки зрения — вопреки советской пропаганде.
В 2002 году заговорили о законодательном регулировании деятельности профессиональных технологов и об ограничениях предвыборных и избирательных практик. Следом произошли изменения и на законодательном уровне: были отменены губернаторские выборы и выборы депутатов по одномандатным округам. Все это способствовало резкому — по оценкам экспертов, в три—пять раз — снижению доходов на рынке политических услуг.
Спустя еще несколько лет наступает этап монопольного контроля и регулирования рынка политических услуг со стороны государства.
В политтехнологическую профессию шли все, начиная от комсомольского работника и заканчивая безработным. Лидеры комсомола, вузовские преподаватели, журналисты, психологи часто знали лучше, чем другие, как написать предвыборную программу для кандидата в депутаты в региональный парламент или как организовать предвыборный митинг. По мнению Александра Юрьева (1942–2020), основателя первой в России кафедры политической психологии, с начала 1990-х годов более трети психологов страны были замечены на поле политической психологии как организаторы избирательных кампаний, советники, консультанты политических партий, кандидатов в депутаты и др.
Перестроечное время дало старт карьере большого числа маститых политтехнологов. Более того, тогда они регулярно не только выполняли подряд на выборную кампанию, но и сами баллотировались в депутаты.
«Сначала я смотрел по нашему округу, кто будет избираться, ходил на встречи с избирателями… Проходит первый тур, когда избрались, когда прокатили всех коммунистов, и были назначены повторные выборы на тех округах, где не состоялись выборы тогда. И вот тогда пошла вся кампания демократическим широким фронтом. Был уникальный для российской политической истории округ, когда было 34 кандидата. Более того, все они выступали с дебатами. Да, они шли на нашем ленинградском телевидении. И это, конечно, шоу, и среди них было много интересных людей». Из интервью №6
Большинство российских политтехнологов рано выбрали политическую социализацию: как показало исследование, еще со школьной скамьи будущие работники рынка политических услуг активно обсуждали политические новости в стране на школьных политинформациях, в семье, черпали новости из программы «Время», организовывали школьные мероприятия, в вузах часто возглавляли комсомольские организации.
Профессия: политолог
Если исходить из определения профессии, то представитель любой из них обладает специальными знаниями и навыками, исповедует профессиональную этику, имеет автономию при принятии решений. Очевидно, политтехнолог соответствует этому определению, но специфика российского политтехнологического сообщества в том, что ни в одном российском вузе не ведется профессиональная подготовка по этой специальности, ни в одном стандарте нет упоминания об этой профессии. Курс политических технологий прослушать можно, но нельзя получить диплом!
Правду сказать, заказчика (того, кто баллотируется, или того, кто финансирует кампанию кандидата) вопрос о дипломе редко волнует. Отбор политтехнологов происходит на иных основаниях: важными становятся рекомендации, доверие, вхождение в ближний круг, близость к властным структурам и др. Политтехнологи — замкнутое сообщество, клуб, среди членов которого и происходит распределение заказов на кампании, на оказание политконсалтинговых услуг.
Важной характеристикой политтехнологического сообщества можно считать плотность социальных связей и устойчивость социальных сетей.
Что касается образования первых российских политтехнологов, то они или самоучки, или выпускники зарубежных образовательных программ, в основном американских. (К примеру, по программе «Америка-500» и «Открытый мир» прошли обучение десятки региональных политтехнологов.) Финансовую помощь в обучении политтехнологов за рубежом оказывали предприниматели. Семинары проводились для будущих политтехнологов и на территории России, но эпизодически.
Начиная с нулевых годов образовательный ландшафт политтехнологов меняется: зарубежные программы закрываются. Активное партийное строительство вызывает к жизни такие образовательные институции, как партийные университеты, школы и многочисленные конкурсы (в том числе «Лидеры России»), где уже не столько политтехнологи, сколько партийцы получали знания и навыки для ведения избирательной кампании в современной России.